В 1932 году, когда АЛТИ выпустил своих первых 199 дипломированных специалистов, начал работу Архангельский вечерний педагогический институт (АГПИ). Совершенно иначе складывалась его судьба. Педагогические вузы формировались в гораздо более трудных условиях, чем другие институты: основное внимание молодая страна уделяла промышленно-ориентированным институтам. Так, АЛТИ в свои первые непростые годы пользовался поддержкой предприятий лесной промышленности. Педагогический же вуз испытывал трудности во всех отношениях: в материальном, в социальном (профессия учителя была непопулярна, были трудности с набором студентов), в кадровом (некому было преподавать, сказывались многочисленные и набиравшие обороты репрессии, которые задевали самый образованный и культурный слои общества. Особенно эти проблемы обнажились, когда государство в борьбе с неграмотностью ввело всеобщее обучение в 1930 г.

АГПИ именно в это время пережил свою яркую и необычную историю. Складывалась она, главным образом, из биографий преподавателей, которые зачастую были сосланы на Север или бежали сюда от расправы[1]. Имена и труды многих из них составили славу русской науки: англо-русский словарь Мюллера, учебники по преподаванию математики, иностранных языков, «Гомеровский эпос» Н.Л. Сахарного, труды Г.М. Фриндлендера по русской литературе 19 века, особенно по Достоевскому; публикации историков Н.Я.Новомбергского, Н.И. Ульянова, исследования Соловецкого архива И.А.Елизаровского, яркие публикации о советской поэзии А.А.Михайлова; переводы с немецкого Р.В. Френкель (эпоса «Кудруны», «Тиля Уленшпигеля» и другие).

Удивительно, что наукой преподаватели занимались, несмотря на большую нагрузку, и в их личных делах в Архиве вуза встречаются неоднократные просьбы к руководству об уменьшении часовой нагрузки, командировках и даже добровольном увольнении. Выпускники АГПИ тех лет вспоминают, что различные дисциплины читал один лектор. Часть преподавателей работала одновременно в АЛТИ и АГПИ (математик В.А.Рохлин, филолог А.И.Матюшкин-Герке).

Во время войны преподавательский состав пополнялся эвакуированными с захваченных противником территорий. Один из них — профессор естественно-научных дисциплин Райков Б.Е., зав.кафедрой географии, организовал в 1944 г. Северное отделение Географического Общества и стал первым академиком в истории пединститута (в 1945 вернулся в Ленинград). С началом ленинградской блокады эвакуировался в Архангельск в 1941 г. и Аничков И.Е., ставший зав.кафедрой английского языка. Он был третьим доктором наук в СССР по английскому языку и это звание получил в Архангельске. В 1947 вернулся в Ленинград, занимался лингвистикой, а в 1960-1970е гг. — религиозной философией.

Во времена кампании «борьбы с космополитами» (1948-1953 гг.), чтобы не быть арестованными вместе с 400 представителями науки и искусства, или расстрелянными, как некоторые из них, в Пединститут приехали работать:

  • математик В.А.Рохлин, воспитавший в дальнейшем трёх математиков с мировой известностью — М.Л.Громова, лауреата Абелевской премии, Я. М. Элиашберга, А. М. Вершика;
  • Н.Л.Сахарный, один из крупнейших литературоведов-«западников» Украины, известный исследователь гомеровского эпоса;
  • Р.В.Френкель, работавшая в издательстве «Художественная литература» в Ленинграде.

После смерти И.В.Сталина «гастроли» высокообразованных преподавателей прекратились. В это время институт помимо основной заботы о подготовке учителей занимался изучением, популяризацией и сохранением культурного наследия края. В 1960-70-е гг. на Север приезжали многочисленные экспедиции, вывозившие палеонтологические находки, старинные иконы, книги, предметы народной культуры и другие исторические ценности. В эти же годы образовываются Соловецкий музей, Архангельский музей ИЗО, музей в Малых Корелах — крупнейший музей деревянного зодчества страны. Чаще всего они возглавлялись выпускниками АГПИ. Появляются туристические маршруты «Заповедный Север», на Соловецкие острова, в Кижи, начинается активная реставрация памятников архитектуры. Тогда же стали регулярными фольклорные и диалектические практики факультета русского языка и литературы АГПИ, сохранившие в своих письменных и аудиозаписях литературную и языковую память русского народа. В те же годы начинаются ежегодные археологические экспедиции АГПИ, в т.ч. под руководством А.А.Куратова и А.Я.Мартынова на Соловки. Обоснованная А.А.Куратовым неолитическая датировка соловецких лабиринтов и гипотеза их происхождения как святилищ до сих пор являются наиболее популярными. С 1989 г. начали работу поисковые отряды АГПИ/ПГУ, ведущие раскопки на местах боев Первой и Второй мировой войны.

По насыщенности и значимости памятников истории и архитектуры Архангельская область входит в первую десятку России, а по количеству памятников деревянной архитектуры и высочайших образцов древнерусского зодчества — занимает первое место в РФ. АГПИ/ ПГУ, а затем и САФУ являются их хранителями и популяризаторами:

  • студенты АГПИ/ ПГУ работали экскурсоводами на Соловках, помогая обслуживать мощный туристический трафик в 1980-нач. 1990 х гг. В середине 1990х гг. научная команда АГТУ во главе с Павлом Феклистовым исследовала фауну Соловков в рамках совместного проекта с МГУ (куратор М.П.Кирпичников)
  • по инициативе преподавателя и проректора по научной работе АГПИ Г.Н. Колпачникова в 1980-90-е годы был сформирован строительный отряд физико-математического факультета «Атеист», сохранивший 16 храмов на территории национального Кенозерского парка
  • Плавучий университет САФУ совершает ежегодные экспедиции с целью изучения наследия Арктики. Он отчасти продолжает традиции многочисленных биостанций, в том числе Соловецкой опытной станции Петербургского университета, открытой в конце XIX века
  • литературные критики Ш.З.Галимов, профессор АГПИ, и выпускник АГПИ А.А.Михайлов активно поддерживали и пропагандировали творчество писателей-северян (в т.ч. Ф.Абрамова, Н.Рубцова); Е.Ш.Галимова основала научное направление «Северный текст русской литературы»
  • продолжаются диалектические экспедиции — с целью изучения и сохранения сокровищницы русского языка и русской словесности, издания диалектических словарей, поморской говори. Инициатором многолетних фольклорно-этнографических экспедиций САФУ выступает профессор Дранникова Н.В.

Всё это сформировало роль института как хранителя и собирателя сокровищ культуры, сохранившихся в этом труднодоступном северном регионе. Одним из итогов этой деятельности стало издание многотомной «Поморской энциклопедии» по инициативе учёных ПГУ.

Сегодня САФУ, помимо классических специальностей филолога, историка, переводчика, готовит социологов, педагогов инклюзивного образования, психологов, культурологов, журналистов, PR- специалистов и т.п. Хотя знаменитые музейщики, журналисты, критики, социологи и др. Архангельского края закончили когда-то гуманитарные факультеты пединститута. В их числе известные ведущие центральных телеканалов: Юлиана Шахова (НТВ, ТНТ), Анна Нурпейсова (ТВ-Центр), Наталья Логинова (телеканалы «Культура», «365», «Спас» и др.), основатель радиостанции «Европа плюс Архангельск» Алексей Панасевич (ныне продюсер «5 телеканала»), Алексей Черепанов (телеканал «Культура»).




[1] Коснулись репрессивные волны и местных преподавателей: нет сведений о дальнейшей судьбе двух первых директоров Архангельского пединститута — Евфалии Васильевны Васильевой и Семена Ивановича Леушева, отстраненных от должностных обязанностей в 1935-1936 гг.