Об основателе

Пятков Александр Васильевич: школа мысли — школа жизни

Пятков А. В. — доктор биологических наук, кандидат медицинских наук, профессор — уникальный и многогранный ученый. Его исследования лежат в области возрастной и экологической физиологии, нейрофизиологии, нейропсихологии, психофизиологии, математической статистики, прикладного системного анализа. Александр Васильевич — энтузиаст научного поиска — обладал даром оригинального мышления, отличался высоким профессионализмом исследователя. В преподавательской деятельности стремился использовать современные методы и технологии обучения. Опыт научно-педагогической работы в вузе и НИИ профессора А.В. Пяткова составил 48 лет. 

Будущий ученый родился в Архангельской области 10 апреля 1939 года. В 1962 году окончил Архангельский медицинский институт (лечебный факультет), затем клиническую ординатуру в Московском медицинском институте, аспирантуру в 1-м Ленинградском медицинском институте. С 1972 года — кандидат медицинских наук, с 1996-го — доктор биологических наук, профессор. Основной результат его научной деятельности — создание нового научного направления в исследовании биологических и экологических систем, методологии анализа и моделирования процесса развития человека как сложной системы.

Жизненный и творческий путь Александра Васильевича Пяткова полон созидательных свершений. Он внес значительный вклад в развитие науки Архангельской области. За десятилетия работы он создал Лабораторию прикладной нейрофизиологии (1968 г.) и отдел психофизиологии ЦНИЛ в Архангельском государственном медицинском институте (1989 г.), кафедру экологии образования, психофизиологии и валеологии и лабораторию психофизиологии в АО ИППК (1996 г.), лаборатории психофизиологии в школе-интернат № 1 для детей, больных скалиотической болезнью и в школе № 25 г. Архангельска (1997 г. ), лабораторию возрастной психофизиологии в Институте развития ребенка ПГУ им. М.В. Ломоносова (1997 г.), кафедру психологии и психофизиологии и лабораторию системных психолого-психофизиологических исследований в Северодвинском филиале ПГУ им. М.В. Ломоносова. 

В течение 10 лет (2000–2010 гг.) профессор А.В. Пятков руководил научным направлением «Системный анализ показателей психолого-психофизиологического состояния детской и молодежной субпопуляции приполярного Севера России». В работах самого ученого и его аспирантов использовалась единая методология исследований — разрабатываемый профессором А.В. Пятковым системно-гомеостатический подход, прикладной системный анализ. Основные методы — комплексный психологический, психофизиологический и социально-психологический мониторинг, многофакторный эксперимент; сочетанное использование срезовых, лонгитюдных и ипсативных исследований, комплексное многомерное статистическое моделирование. Результаты проводимых исследований нашли отражение в содержании шести кандидатских и одной докторской диссертации, выполненных под научным руководством А.В. Пяткова. 

Аспиранты А.В. Пяткова и студенты факультета педагогики и психологии неоднократно участвовали в многочисленных экспедициях по Архангельской области, обследуя жителей малых городов Русского Севера, приобретая бесценный опыт научных исследований, а, главное, впитывая гуманный подход в отношениях с людьми разных социальных групп, разных возрастов, пропагандируя здоровый образ жизни.

В ходе этих многолетних исследований были разработаны и апробированы оригинальные методология и технология системно-гомеостатического анализа, которые Советом Института медико-биологических и биологических проблем РАМН и Диссертационным советом при Институте возрастной физиологии РАО в 1996 г. были квалифицированы как новое научное направление в исследованиях психофизиологии и физиологии человека.

В 1996-2002 гг. в обширных исследованиях А.В. Пяткова и его учеников (доктора биологических наук Вальковой Надежды Юрьевны; кандидатов биологических наук: Камышевой Елены Александровны; Мининой Ольги Геннадьевны; Комаровской Елены Владимировны; Бобылевой Надежды Игоревны; Станякиной Маргариты Владимировны; Мазур Елены Николаевны и др.) были теоретически обоснованы и применены методология и технология системного нейропсихологического и психофизиологического мониторинга здоровых детей дошкольного и младшего школьного возраста, методология и технология системного психолого-психофизиологического и социально-психологического мониторинга детей среднего и старшего школьного возраста, студентов вуза, воспитателей ДОУ и педагогов общеобразовательных школ. 

Одним из новых и оригинальных направлений исследовательской деятельности, проводимой коллективом кафедры психологии и психофизиологии гуманитарного института под руководством Александра Васильевича, стали ипсативные исследования индивидуальности.

Обобщение результатов многолетних исследований ученого и его опыта педагогической деятельности отражено в научных публикациях: Александр Васильевич является автором более 200 печатных работ, в том числе монографий, учебных пособий, учебно-методических разработок.

Александр Васильевич Пятков в течение многих лет принимал активное участие в работе научных и научно-практических конференций различных уровней в вузах и научно-исследовательских организациях России. На базе СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова им были организованы четыре международные научные конференции «Актуальные проблемы экологии образования». Пятая международная научная конференция «Актуальные проблемы экологии образования» была инициирована преподавателями факультета педагогики и психологии гуманитарного института и прошла в 2011году спустя год после смерти Александра Васильевича (4 октября 2010 года). Сборники научных статей по материалам конференций получили широкое признание научной общественности как в России, так и за рубежом. Неоднократно научно-исследовательские проекты А.В. Пяткова поддерживались Российским гуманитарным научным фондом, что свидетельствует о признании значимости и результативности фундаментальных исследований в области психологии и психофизиологии детей и взрослых, проводимых под его руководством не только на региональном, но и на федеральном уровне. Эти гранты помогли профессору А.В. Пяткову создать научную лабораторию психофизиологии в гуманитарном институте.

За активную и продуктивную деятельность в области научных исследований, совершенствование педагогического процесса в вузе, значительный вклад в подготовку высококвалифицированных кадров Александр Васильевич был удостоен многочисленных благодарностей Северодвинского филиала ПГУ имени М.В. Ломоносова, Почетных грамот ПГУ, администрации г. Северодвинска и Архангельской области. В 2005 г. Александр Васильевич награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, в 2009 г. — нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».

Честность и принципиальность, высокая научная и человеческая этика, безграничное стремление к познанию всегда отличали Александра Васильевича и снискали ему не только признание и уважение, но и любовь коллег и учеников. Память о настоящем Учителе и Ученом-исследователе всегда будет жить в сердцах всех, кто знал Александра Васильевича, с кем он делил тяготы и радости нелегкого научного пути, тех, кто будет продолжать дело своего Наставника. При этом он был просто счастливым человеком. Он жил полнокровной жизнью: умел дружить, шутить, с упоением работать, любил природу, спорт, театр, музыку. И учил нас всей своей жизнью нести добро людям.