Дефектолог

Дефектолог

Доминирующий способ мышления: адаптация — формализация

Дополнительный способ мышления: приложение — диагностика

Область базовых знаний №1 и их уровень: медицина, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень: педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область: педагогика

Межличностное взаимодействие: частое

Доминирующий интерес: социальный

Условия работы: в помещении; сидячий


Доминирующие виды деятельности профессии "Дефектолог":

  • воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные недостатки: олигофренопедагогика - воспитание и обучение умственно отсталых детей, сурдопедагогика - работа с глухими и слабо-слышащими детьми, тифлопедагогика - работа со слепыми и слабо-видящими детьми, логопедия - постановка правильной и устной речи, исправление ее недостатков.
  • работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;
  • отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;
  • диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений у детей;
  • составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;
  • организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками;
  • адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе;
  • разработка различных программ адаптации детей с отклонениями;
  • подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности дефектолога:

Способности:

  • умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
  • навыки общения и взаимодействия с людьми;
  • ораторские способности;
  • хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков);
  • хорошее владение артикуляцией (способность правильно показать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
  • хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
  • высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
  • логическое мышление;
  • высокий уровень развития творческого мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • умение слушать и понимать других людей;
  • тактичность;
  • доброжелательность, этичность;
  • бескорыстность;
  • чуткость;
  • терпимость к недостаткам людей;
  • внимательность;
  • отзывчивость;
  • креативность (творческое начало).

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;
  • необщительность;
  • отсутствие склонности к работе с детьми;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • агрессивность;
  • ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).

Области применения профессиональных знаний:

  • поликлиники;
  • детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы, интернаты);
  • специализированные детские сады для детей с недостатками развития;
  • специальные школы для детей с различными нарушениями;
  • частная практика