Бабочки-вредители риса, вероятно, пришли в Австралию вместе с первыми людьми

04.07.2018

Международная группа ученых во главе с российскими специалистами выяснила, что обитающие в Австралии бабочки-вредители сельскохозяйственных культур могли появиться на континенте вместе с первобытным человеком около 60 тысяч лет назад. Эти данные опубликованы в престижном научном журнале PLoS ONE.

Исследование проводилось специалистами из лаборатории молекулярной экологии и филогенетики Северного (Арктического) федерального университета, Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН и Вьетнамской академии наук и технологий при поддержке гранта Национального географического общества США.

Специалисты расшифровали генетические последовательности и составили модели эволюции двух видов бабочек из рода креатонотос (Creatonotos) — важных вредителей сельскохозяйственных культур в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Выяснилось, что один из этих видов, креатонотос гангис (Creatonotos gangis), обитающий на территориях от Китая и Индии до Австралии и часто встречающийся на рисовых полях, вероятно, возник в Юго-Восточной Азии. Примерно 143 тысячи лет назад он стал расселяться на запад, в Индию, Пакистан, Непал и далее в Оман. Около 60 тысяч лет назад креатонотос мигрировал в Австралию, примерно в это же время там расселились первобытные люди.

Ученые предполагают, что миграциям человека и насекомых способствовал низкий уровень Мирового океана в тот период. Большие площади шельфовых областей были осушены, и Австралию от Азии отделяла только серия небольших проливов.

Полученные генетические данные о бабочках-вредителях полезны для разработки трансграничных программ защиты сельскохозяйственных культур в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Полная версия статьи доступна по ссылке.

Spitsyn, V. M., Kondakov, A. V., Bolotov, N. I., Pham, N. T., Gofarov, M. Y., & Bolotov, I. N. (2018). DNA barcoding unravels contrasting evolutionary history of two widespread Asian tiger moth species during the Late Pleistocene. PloS ONE, 13(4), e0194200.