Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Образовательные модули

Анализ данных и графическое представление результатов — неотъемлемая часть научного исследования. Качественный анализ основывается на двух ключевых элементах: базовое знание статистики и навыки в обращении с современным программным обеспечением для статистики. Один из наиболее популярных и мощных инструментов для этого — R (www.r-project.org). В наши дни R — ведущий программный язык статистики, сбора информации и векторной графики для учёных. Более того, R бесплатен, его легко изучать. Основная цель этого курса — представить R, используя разные научные задачи из биологии, экологии и других дисциплин. В ходе изучения курса вы узнаете базовые программные команды R, освежите свои знания о методах статистики (t-тест, ANOVA, корреляция, регрессия). С приобретёнными знаниями вы сможете использовать R для статистического анализа и векторной графики в вашей карьере учёного. И студенты, и опытные исследователи приглашаются для участия в курсе!

Координатор модуля:

Сергей Морозов, кандидат биол. наук, Ecological Genetics Research Unit (EGRU), университет Хельсинки. sergey.morozov@helsinki.fi

Литература:

1. The R Book, 2nd Edition by Michael J. Crawley, Published by John Wiley & Sons, 2012

2. R Graphics Cookbook by Winston Chang, Published by O’Reilly Media, Inc., 2012

3. http://www.statmethods.net/

Природа Арктики уникальна и уязвима, в ней более 21 000 видов растений, грибов и животных. Многие из них устойчивы к холоду и замечательно приспосабливаются к низким температурам и сезонности. Живые организмы Арктики, в частности, чувствительны к быстрому изменению климата, которое произошло за последние 50 лет. Основная цель этого курса — получить представление о биологическом разнообразии арктических экосистем и возможных реакциях населения Арктики и обитающих там видов на глобальное потепление. Первые четыре лекции представят базовые данные о биологии Арктики (Сергей Морозов), две последние же будут посвящены примерам различных стратегий выживания некоторых арктических видов (Софья Розенфельд).

Координаторы модуля:

Софья Розенфельд, кандидат биол. наук, Институт проблем экологии и эволюции, Российская академия наук (rozenfeldbro@mail.ru)

Сергей Морозов, кандидат биол. наук, Ecological Genetics Research Unit (EGRU), университет Хельсинки. sergey.morozov@helsinki.fi

Литература:

1. Meltofte, H. (ed.), Arctic Biodiversity Assessment. Status and trends in Arctic biodiversity. Conservation of Arctic Flora and Fauna, Akureyri, Iceland, 674-pages, 2013.

2. Tundra-Taiga Biology, Robert M. M. Crawford, 288 pages, 2013.

3. The Biology of Polar Regions, Second Edition, D.N. Thomas, G.E. Fogg, P. Convey, C.H. Fritsen, J.-M. Gili, R. Gradinger, J. Laybourn-Parry, K. Reid, and D.W.H. Walton, Biology of Habitats Series, 416 pages, 2008.

4. E.V. Syroechkovsky. The mechanisms of adaptation of Anserini to the arctic environment. M.: KMK press, 2013, 297 p.

5. S.B. Rozenfeld. Geese feeding ecology in Russian Arctic. M.: KMK press, 2009, 236 p.

6. J.M. Black, J. Prop, K. Larsson. Wild goose dilemmas. Branta press., Groningen, 2007, 254 p.

Этот модуль — профессионально ориентированный курс для студентов и аспирантов. Курс фокусируется на таких темах, как загрязнение арктических вод разливами нефтепродуктов, химическими веществами и морским транспортом, изменение климата и таяние арктического льда, снижение численности арктических животных и изменение их ареала обитания, природные риски, связанные с добычей природных ресурсов на шельфе Арктики. Модуль содержит лекции, практические занятия и полевые исследования. Практическая часть курса включает в себя анализ данных и графическое представление результатов. Изучение этого курса в сочетании с другими научным дисциплинами сделает вас высококвалифицированным специалистом в области геоэкологии, биогеографии, рационального использования природных ресурсов.

Координатор модуля:

Сильвия Костовска, доктор геогр. наук, Институт географии, Российская академия наук (silvakos@yandex.ru)

Литература:

1. Tundra-Taiga Biology, Robert M. M. Crawford, 288 pages, 2013

2. The Biology of Polar Regions, Second Edition, D.N. Thomas, G.E. Fogg, P. Convey, C.H. Fritsen, J.-M. Gili, R. Gradinger, J. Laybourn-Parry, K. Reid, and D.W.H. Walton, Biology of Habitats Series, 416 pages, 2008

3. The R Book, 2nd Edition by Michael J. Crawley, Published by John Wiley & Sons, 2012

4. R Graphics Cookbook by Winston Chang, Published by O’Reilly Media, Inc., 2012

5. http://www.statmethods.net

Модуль «Зелёная экономика: инновационная и экологическая политика» — профессионально ориентированный курс для студентов и аспирантов. Курс описывает и подводит итог ранее изученным предметам, относящимся к проблемам экологии и управления природой, а также научных и техническим инновациям, так как в основном он фокусируется на анализе современной инновационной и экологической политике, изучении развития секторов зелёной экономики и зелёного роста.

Основной принцип курса — комплексность (практическое использование полученного знания в рамках междисциплинарного подхода). Студентам требуется получить широкий спектр навыков, относящихся к различным областям — от экологии и экономики до управления национальной экономикой. Курс фокусируется на наиболее важных проблемах в области инноваций, исследований и экологической политики, равно как и на развитии российского сектора зелёной экономики.

Таким образом, структура может меняться в зависимости от ситуации, курс затрагивает наиболее важные аспекты технологической политики, посткризисное развитие инновационной системы, современную государственную экологическую политику, международный опыт в развитии инноваций, возможностей и перспектив для зелёного роста.

Координатор модуля:

Светлана Липина, доктор экон. наук, директор Центра инновационной экономики, Министерство экономического развития России, Российская академия наук (s.lipina@mail.ru)

Литература:

1. Barbier E. The policy challenges for green economy and sustainable economic development // Natural Resources Forum, vol. 35 (3), 2011. P. 233–245.

2. Blueprint for a Green Economy, Pears et al, 1989.

3. Inclusive Green Growth:The Pathway to Sustainable Development. The World Bank. Washington, D.C.2012.

4. Little Green Data Book, World Bank, 2011.

5. Towards a Green Economy: Pathways to Sustainable Development and Poverty Eradication.

http://www.unep.org/documents.multilingual/default.asp?DocumentID=624&ArticleID=6548&l=en&t=long

Полярные и циркумполярные регионы — важные регуляторы глобального климата. Изменение климата в арктики происходит быстрее и значительнее, чем в других частях мира. Быстрое таяние арктического морского льда за несколько последних десятилетий — убедительное доказательство этому. Это модуль затронет метеорологию, причины изменения климата в Арктике, вопросы таяния морского льда и роль Арктики в глобальной системе климата. Это будет изучено и обсуждено в рамках модуля.

Координатор модуля:

Фернанда Касагранде, Ph.D Candidate (метеорология), Национальный институт космических исследований, Бразилия (fernanda.casagrande@inpe.br)

Литература:

1. Bintanja, R., and E. C. van der Linden (2013), The changing seasonal climate in the Arctic, Nature Scientific Reports.

2. Bitz, C. M., J. K. Ridley, M. M. Holland, and H. Cattle (2012), 20th and 21st Century Arctic climate in global climate models, in Arctic Climate Change—The ACSYS Decade and Beyond, edited by P. Lemke and H.-W. Jacobi, Springer, Heidelberg, Germany, pp.405—436

3. Karlsson, J., and G. Svensson (2013), Consequences of poor representation of Arctic sea-ice albedo and cloud-radiation interactions in

the CMIP5 model ensemble, Geophys. Res. Lett., 40.

Этот модуль посвящён геополитическому развитию Арктики и его связи с междисциплинарными вопросами в соответствующих областях международных отношений, законодательства и глобальных проблем, которые формируют современную геополитическую архитектуру региона. Модуль изучит основные тренды арктической геополитики и основы развития, включая вопросы арктической дипломатии, сотрудничества, безопасности, управления, прав человека и ресурсов. Затем будут проанализированы российские геополитические интересы в Арктике.

Задачи модуля:

— Обсудить наиболее важные вопросы, касающиеся геополитики в Арктике

— Проанализировать российские национальные интересы в Арктике

— Углубить междисциплинарные знания студентом о геополитике в Арктике и о российской Арктике

Координатор модуля:

Наталья Лукашева, S.J.D., доктор юрид. наук, Ph.D. (юриспруденция), Canada Research Chair / Associate Professor, Университет Британской Колумбии, Канада (Natalia.Loukacheva@unbc.ca)

Литература:

Natalia Loukacheva, Polar Law Developments and Major Trends, in N. Loukacheva ed. Polar Law Textbook II, Nordic Council of Ministers, TemaNord 535:2013, pp.17-35

http://norden.diva-portal.org/smash/get/diva2:701016/FULLTEXT01.pdf

Anton Vasiliev, Security and Cooperation in the Arctic: New Factors, Challenges and Prerequisites, The Arctic Herald, No 2, 2012, pp. 16-21 www.arctic-herald.ru

Arthur Chilingarov, Russia in the Arctic: Opportunities and Peculiarities of International Cooperation, Russian International Affairs Council. December 3, 2013. http://russiancouncil.ru/en/inner/?id_4=2782#top-content

The Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the Arctic in the period up to 2020 and beyond, September 18, 2008

http://www.arctis-search.com/Russian+Federation+Policy+for+the+Arctic+to+2020

Lassi Heininen, Alexander Sergunin, Gleb Yarovoy, Russian Strategies in the Arctic: Avoiding a New Cold War. Valdai Discussion Club Grantees Report, 2014 http://www.uarctic.org/media/857300/arctic_eng.pdf

Этот модуль представляет собой серию лекций и семинаров по истории освоения и развития Арктики с древних времён по настоящее время. Упор будет сделан на причины открытий в арктике, такие как экономическое развитие, поиск новых торговых маршрутов, политические и геополитические интересы разных стран. Методы практической адаптации к жизни в Арктике ткже часть этого модуля. Много внимания уделено практической работе, которая включает сбор социологической, исторической и культурной информации в поселениях коренного населения и тех, кто временно живёт в Арктике.

Координатор модуля:

Татьяна Трошина, доктор ист. наук, профессор, Институт комплексной безопасности, Северный (Арктический) федеральный университет, Архангельск, Россия (t.troshina@narfu.ru)

Литература:

1. The fundamentals of state policy of the Russian Federation in the Arctic in the period up to 2020 and beyond, 2008

2. http://www.sevprostor.ru/

3. http://statehistory.ru/books/Vadim-Starkov_Ocherki-istorii-osvoeniya-Arktiki

В Арктике такие факторы, как низкие температуры, флуктуации геомагнитного и электрического полей, атмосферное давление влияют на человеческий организм. Сейчас считается, что природа космоса очень сильно воздействует на здоровье человека: тут мы имеем в виду космическое излучение и изменения солнечной активности. В Арктике необходимо адаптироваться к частым геомагнитным нестабильностям, «ультрафиолетовому истощению», резким изменениям атмосферного давления, низкой влажности и температуре воздуха. Развитие адаптации зависит не только от особенностей и силы природных факторов (стимула), но и от индивидуальной реакции (чувствительности к стимулу), скорости процесс адаптации и её интенсивности.

Изучая модуль «Адаптация человека к условиям Арктики», студенты познакомятся с основными моментами влияния арктической природы на человеческое тело. Они узнают основную идею влияния гелио-метеорологических факторов арктической природы на основные функциональные системы человеческого тела и особенности приспособления человеческого тела к плаванию в высоких широтах. На практических занятиях студенты познакомятся с методами оценки функционального состояния основных жизненных систем в условиях Арктики.

Координатор модуля:

Артём Подоплёкин, кандидат биол. наук, доцент, Институт биомедицинских исследований, Северный (Арктический) федеральный университет, Архангельск, Россия (a.n.podoplekin@narfu.ru)

Литература:

1. Klaus, D.; Dorn, W.; Dethloff, K.; Rinke, A.; Mielke, M. Evaluation of Two Cloud Parameterizations and Their Possible Adaptation to Arctic Climate Conditions. Atmosphere 2012, 3, 419-450.

2. https://nsidc.org/cryosphere/arctic-meteorology/arctic-people.html

3. https://www.pubmed.com

Курс изучает легальный статус Арктики и Северного морского пути. Он основан на природоохранных законах Российской Федерации и международном природоохранном законодательстве, даёт студентам общий обзор законодательного регулирования охраны окружающей среды арктического региона, легального статуса особо охраняемых природных территорий, континентального шельфа и свободной экономической зоны. Тема природных ресурсов Арктики также один из важнейших вопросов курса: студенты познакомятся с законодательным регулированием использования природных ресурсов и их защиты и с законодательным регулированием защиты природы от разлива нефтепродуктов. Курс также затрагивает историческое и культуное наследие в терминах законодательного регулирования прав коренных народов Арктики, статуса Соловецких островов, архипелага Новая Земля, архипелага Земля Франца Иосифа. Единственное требование к участникам курса — базовое знание права.

Предусмотрены следующие способы обучения и методы познания: лекция, ролевая игра, анализ законодательных актов, обсуждение в рамках круглого стола, мозговой штурм.

Координатор модуля:

Татьяна Сорокина, доктор юрид. наук, доцент, юридический институт, Северный (Арктический) федеральный университет, Архангельск, Россия (t.sorokina@narfu.ru)

Литература:

1. Eger K. Effects of Oil Spills in Arctic Waters: http://www.arctis-search.com/Effects+of+Oil+Spills+in+Arctic+Waters

2. Environmental Security in the Arctic Ocean / ed. by P.A. Berkman and A.N. Vylegzhanin. — Springer Science + Business Media Dordrecht, 2013. — 459 p.

3. Franckx, E., Maritime Claims in the Artic: Canadian and Russian Perspectives, Dordrecht, 1993.

4. Kiss A. Guide to International Environmental Law/A.Kiss, D. Shelton. Boston: Martinus Nijhoff Publishers. 330 c.

5. http://www.arctic-council.org/

6. http://www.beac.st/

Дата изменения страницы 30.06.2015