Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Дневники экспедиции 2019

Дневники рейса ежедневно ведет Наталья Авдонина, к. полит. н., доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ имени М. В. Ломоносова.

Дневник АПУ — 2019. День 15. Управление льдами Баренцева моря
06.07.2019
Дневник АПУ — 2019. День 15. Управление льдами Баренцева моря

С 2018 по 2021 годы реализуется проект «Ice Operations» или «Управление льдами Баренцева моря» при поддержке программы Коларктик. В состав участников входят Норвежский исследовательский институт, САФУ имени М.В. Ломоносова, Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», Технологический университет Лулео, Финский метеорологический институт, Maritimt Forum Nord (Норвегия) и Storvik & Co OY (Финляндия). На борту «Профессора Молчанова» ведущий инженер Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем САФУ Дмитрий Ковалев проводит наблюдения за льдами в Баренцевом море.

— Наши норвежские коллеги выказывали сомнения, что мы можем встретить лед в Баренцевом море в это время, — говорит Дмитрий, — но, как помните, мы попали в ледовые поля.

Баренцево море — основное незамерзающее море Арктического бассейна, поэтому для обеспечения безопасного прохождения судов так важно изучать движение льда. В море, помимо судов, находятся еще стационарные нефтегазодобывающие установки, которые при столкновении со льдом могут повредиться и выйти из строя.

— Раньше айсберги встречали в Баренцевом море редко, но в связи с глобальным потеплением их количество увеличилось, — говорит Дмитрий. — Мы видели с вами достаточно большой айсберг, надводная часто которого была даже больше «Профессора Молчанова».

«Профессор Молчанов» попал во льды сплоченностью шесть — были льды от 80 до полутора метров. Всего 10 классов проходимости льда. Нулевой — полное отсутствие льда. 10 — жесткое ледяное поле.

Столкновение с айсбергом — это проверка инженерной прочности и судна, и установки. На вопрос, почему важно проводить именно натурные наблюдения, ведь есть спутниковые снимки, Дмитрий отвечает:

— Натурные наблюдения позволяют оценить толщину льда, какие объекты находятся рядом, как внешне выглядит лед, какие есть на нем образования.

Торосы, по словам Дмитрия, представляют дополнительную угрозу. По ним можно понять — замерзал ли лед, оттаивал или нет. Это старый или новый лед, его выдавило со стороны Северного Ледовитого океана или нет.

Дмитрий использует специальную методику для описания льда и составления ледовых карт. Она была разработана еще в Советском Союзе в Росгидромете. Раньше ледовые карты составлялись так: сшивались аэрофотоснимки ледовых полей в одно большое полотно.

Дмитрий фиксирует лед на 200 метров вперед от судна и на столько же по правому и левому борту. В следующей экспедиции планируется установить на «Профессоре Молчанове» специальный радар, который будет фиксировать лед по маршруту следования судна.

На вопрос, почему сейчас нельзя ограничиться спутниковыми снимками, Дмитрий отвечает:

— По снимкам, которые есть у норвежцев, можно было увидеть, что лед есть на севере и северо-востоке, а мы встретили его на северо-западе. Более того, айсберги не видно на космических снимках. Если движется группа айсбергов, то на спутниковом снимке такое движение может быть интерпретировано как будто айсбергов большое количество, потому что они оставляют после себя следы на воде.

По приезде из экспедиции Дмитрий будет проводить валидацию — сопоставлять данные снимков со спутника с тем, что видел собственными глазами. Он использует базу данных спутника Sentinel 1. По снимкам также невозможно определить возраст льда и лед ли — это вообще. Например, разреженный лед на космическом снимке будет показан как вода.

По результатам проекта «Ice Operations» планируется разработать комплексную программно-аппаратную модель Баренцева моря, что в целом обеспечит природоохранный эффект, снизит риск разливов нефти, аварийных ситуаций и происшествий.

Возврат к списку


Справка

Проект САФУ «Арктический плавучий университет» — это инновационный проект, объединяющий науку и образование. Экспедиционный проект САФУ направлен на получение новых знаний о состоянии и изменениях окружающей среды Арктики для внедрения рекомендаций по обеспечению устойчивого развития региона, сохранения его экосистемы в условиях глобального изменения климата. Организатор проекта выступает САФУ имени М. В. Ломоносова соместно с ФГБУ Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Проект заключается в проведении морских комплексных научно-образовательных экспедиций в Арктическом регионе, с участием ведущих исследователей и студентов САФУ и с привлечением специалистов со всего мира.

Инновационность проекта «Арктический плавучий университет» заключается в интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов. Студенты и аспиранты САФУ в ходе экспедиций интенсивно погружаются в научно-образовательный процесс, изучают фундаментальные естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, приобретают умения и навыки проведения практических работ и лабораторных исследований на базе современных методик анализа статистической, математической, картографической, ГИС информации, а также полевых научных исследований в экспедиционных условиях.

Экспедиции проводятся на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов», принадлежащем ФГБУ «Северное УГМС». Судно соответствует международным экологическим нормам и нормам безопасности, позволяющим выполнять длительные, экспедиционные рейсы в условиях Арктики.