Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Дневники экспедиции 2018

Дневники рейса ежедневно ведет Наталья Авдонина, к. полит. н., доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ имени М. В. Ломоносова.

Информацию о местоположении судна «Профессор Молчанов» можно получать на геопортале.

Дневник АПУ — 2018. 29 июля. День двадцатый. Студенческая наука. Часть вторая
29.07.2018
Дневник АПУ — 2018. 29 июля. День двадцатый. Студенческая наука. Часть вторая

Вечером 28 июля на «Профессоре Молчанове» устроили поэтический вечер. Читали Анну Ахматову, Александра Городницкого, Александра Сергеевича Пушкина, Виктора Гюго и стихотворения собственного сочинения. Дмитрий Никитин напевно читал про Арктику и переложение песни «Ваше благородие» — «Ваше плодородие». Экспедиция близится к финалу, и студенты с научными руководителями завершают работу над исследованиями. В этом репортаже вы узнаете о макро-опасности от микропластика, о возможности предсказать климатические изменения по временным кольцам деревьев, о том, откуда в безлюдной Арктике мусор, и как обо всем этом рассказывать журналистам.

Макро-опасности микропластика

Под руководством исследователей из «ААНИ» студенты изучают микро-пластик в мировом океане. По словам ученых, это огромная проблема международного характера, и содержание микропластика в арктических морях исследовано не было. В отобранных пробах, действительно, много частиц пластика менее пяти миллиметров. Это особенно удивляет, поскольку в районах, где мы сейчас находимся, нет прямых течений.

На вопрос о возможности найти источник микропластика в море исследователи отвечают отрицательно. Можно разве что определить химический состав и с точностью сказать, что найденный пластик имеет антропогенное происхождение.

Вдоль левого борта на 20 минут опускается драга, которая пропускает морскую воду, оставляя в сети сгустки планктона. Затем под микроскопом в этой каше находятся частицы пластика. Исследователи работают даже ночью. «Ритм здесь очень интенсивный. Светло двадцать четыре часа в сутки. Если проснешься в три часа ночи и захочешь поработать, ничто тебя не остановит от того, что засесть в лаборатории», — говорят ученые.

Дендроклиматология

Это — наука об изучении изменения климата на основе поведения растений. Если установить корреляцию между климатическими условиями и реакцией растений, можно понять направление изменения климата, как в прошлом, так и в будущем.

У каждого растения есть возрастные кольца. Год равен трем кольцам. Темные линии отражают жизнь растения в зимние, а светлые кольца — в летние месяцы. Чтобы провести корреляцию, нужно собрать растения из одного и того же периода. Между кольцами есть большие и малые расстояния. Малые — признак холодного климата, наоборот большие расстояния — признак теплого климата.

Студенты, занимающиеся дендроклиматологией, оценивают такие параметры, как влажность и температуру летом и зимой. Если понять соотношение между ростом деревьев и кустарников и изменениями климата, можно спрогнозировать, как будет развиваться растение в дальнейшем. Более глобальная задача — построить модель изменения климата.

Исследователи отбирают примерно тридцать образцов, имеет значение также местоположение. Если растение находится за камнем, то оно как бы оказывается в убежище, и поэтому на климатические изменения может реагировать иначе.

Откуда в Арктике мусор

Студенты с четырех берегов Новой Земли собрали несколько 60-литровых мешков мусора. Пляж на Карском море был более всего загрязнен, поскольку он находится в бухте. Большая часть мусора — это пластик и рыболовецкие сети. Мусор приносится в Арктику течением из Атлантического океана.

Опасность микропластика в том, что он съедается рыбами и птицами, но не переваривается. Затем эта рыба и птица попадает к нам на стол. Для сбора мусора на Новой Земле студенты мысленно очертили сто метров, с которых и складывали в мешки весь найденный мусор. Затем рассортировали по списку. Больше всего студенты нашли рыболовецких снастей, которые, скорей всего, были случайно выкинуты за борт или оторвались во время работы.

Популярная наука

Люси Эно и Анук Пернэ, студентки Университета Женевы, ведут ежедневный блог об экспедиции «Профессора Молчанова». Они публикуют новости и фотографии на страничке Facebook и Instagram и снимают видео об исследовательских группах. В прошлом году группа швейцарских студентов снимала видеорепортаж о путешествии вообще. Анук и Люси решили, что аудитории будет интересно совсем другое — популяризация науки.

По словам Анук и Люси, они задают вопросы в соответствии с глобальной идеей, которой посвящена экспедиция, — изменение Арктики с фокусом на глобальное потепление. «Разговаривая с учеными, мы поняли, что это довольно спекулятивный вопрос, поскольку когда говоришь об изменении климата, нужно обладать данными за прошлые года, а это не всегда возможно», — говорит Люси.

Снимая видео и ведя ежедневный блог, девушки научились еще большей терпимости, поскольку не всегда все получается так, как этого хочется. Другой важный журналистский навык — задавать дополнительные вопросы по ходу интервью. Как говорит Люси, важно не просто следовать списку вопросов, а внимательно слушать и формулировать уточняющие вопросы.

В обычной жизни журналистам приходится бегать за людьми, договариваться об удобном для всех времени, а здесь, на судне «Профессор Молчанов», мы живем бок о бок и моментально узнаем о происходящем. С другой стороны, по словам Люси и Анук, работая 24 часа в сутки, сложнее расслабиться.

«Мне интересна наука, я хотела путешествовать на судне и увидеть отдаленные места. Вначале мне было страшно, я думала, что через несколько дней мне будет очень тяжело, но все проходит нормально. Обычно день спокойный и расслабленный, а потом вдруг: „Высадка! Всем приготовиться!“ Мне нравится, что в экспедиции много импровизации», — говорит Анук.

Люси отмечает другую особенность экспедиции — возможность сосредоточиться только на проекте, хотя в повседневной жизни мы вынуждены выполнять несколько задач одновременно.

Возврат к списку


Справка

Проект САФУ «Арктический плавучий университет» — это инновационный проект, объединяющий науку и образование. Экспедиционный проект САФУ направлен на получение новых знаний о состоянии и изменениях окружающей среды Арктики для внедрения рекомендаций по обеспечению устойчивого развития региона, сохранения его экосистемы в условиях глобального изменения климата. Организатор проекта выступает САФУ имени М. В. Ломоносова соместно с ФГБУ Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Проект заключается в проведении морских комплексных научно-образовательных экспедиций в Арктическом регионе, с участием ведущих исследователей и студентов САФУ и с привлечением специалистов со всего мира.

Инновационность проекта «Арктический плавучий университет» заключается в интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов. Студенты и аспиранты САФУ в ходе экспедиций интенсивно погружаются в научно-образовательный процесс, изучают фундаментальные естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, приобретают умения и навыки проведения практических работ и лабораторных исследований на базе современных методик анализа статистической, математической, картографической, ГИС информации, а также полевых научных исследований в экспедиционных условиях.

Экспедиции проводятся на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов», принадлежащем ФГБУ «Северное УГМС». Судно соответствует международным экологическим нормам и нормам безопасности, позволяющим выполнять длительные, экспедиционные рейсы в условиях Арктики.