Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Дневники экспедиции 2018

Дневники рейса ежедневно ведет Наталья Авдонина, к. полит. н., доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ имени М. В. Ломоносова.

Информацию о местоположении судна «Профессор Молчанов» можно получать на геопортале.

Дневники АПУ — 2018. 27 июля. День восемнадцатый. Право в Арктике
27.07.2018
Дневники АПУ — 2018. 27 июля. День восемнадцатый. Право в Арктике

Герой сегодняшнего интервью − ассоциированный профессор Наталья Лукашева (Natalia Loukacheva), возглавляющая национальную кафедру по праву и самоуправлению коренных народов в университете Северной и Британской Колумбии (Canada Research Chair in Aboriginal Governance and Law) и специалист по правовым вопросам Арктики.

Почему Арктика?

Я начала заниматься Арктикой случайно, мой научный руководитель дал мне тему кандидатской диссертации по сравнительному правовому исследованию автономных образований Северной Европы, и таким образом я попала в Арктику.

И затянуло?

Когда стала заниматься этой темой, поняла, что материала мало, и пришлось много переводить, и я втянулась. Потом я попала в Канаду, где стала учиться по новой, защитила докторскую по праву, и тема снова была связана с Арктикой. В общем, занимаюсь правовыми вопросами в Арктике всю свою научную жизнь.

Какие есть основные юридические проблемы, которые нужно обязательно решить в Арктике?

Наверное, не совсем правильно ставить вопрос о проблемах. Есть много направлений, связанных с нерешенными юридическими вопросами. И в каждом направлении есть свои нюансы. В то же время сегодня большой упор делается на мультидисциплинарность, даже в такой консервативной сфере, как юриспруденция. Хотя это очень сложно реализовать, еще лет десять назад не было такого количества исследований в области юриспруденции, которые пересекались бы с другими социальными и гуманитарными науками.

Назовите три-пять основных вопросов, которые являются наиболее актуальными?

Все будет зависеть от того, какого исследователя вы спросите. Есть вопросы экологического права, есть вопросы добычи природных ресурсов, вопросы изменения климата, прав коренных народов и другие. Я занимаюсь общими правовыми вопросами более двадцати лет, поэтому мне пришлось участвовать в различных международных проектах. Я долго занималась разработкой научной концепции о том, что такое право в Арктике.

В концепции должна быть идея, на основе которой потом строится содержание. Какая идея лежала в основе вашей концепции?

По моему мнению, право в Арктике − это развивающаяся область юриспруденции. Это не отдельная отрасль права, то есть в ней присутствуют различные аспекты, связанные со многими отраслями права. Была необходимость восполнить пробел, недостаток знаний об Арктике как самостоятельном регионе с юридической точки зрения. Как я писала в своем учебнике, это развивающаяся область, которая включает в себя вопросы международного права и национального права арктических государств. Есть, например, конвенция ООН по морскому праву от 1982 года, которая относится к Арктике; или, например, соглашение по защите белых медведей, которое было принято в 1973 году пятью государствами: Норвегия, Дания, СССР, США и Канада, несмотря на имеющиеся тогда противоречия, существующие в политической и геополитической сферах. Сегодня для решения общих проблем в Арктике государства сообща разрабатывают общие документы. Самые последние примеры − это соглашения, которые были заключены под эгидой Арктического совета. Сам совет не является законодательным органом, но эти соглашения подписаны министрами иностранных дел. Последний пример − это соглашение по науке, принятое в мае 2017 года и вступившее в силу в мае 2018 года. Казалось бы, зачем нам такие региональные документы? Все восемь арктических стран подписали соглашение, потому что есть осознанная необходимость улучшать сотрудничество в области научной деятельности, улучшать обмен между исследователями и делиться лучшей практикой. Неслучайно, что наша экспедиция носит международный характер. Это очень важно для всех, в том числе для юристов. Нужно читать не только законы и учебники, но и видеть, что реально происходит в Арктике.

Вы говорили о мультидисциплинарности, вам как юристу с какими учеными приходилось сотрудничать?

Я была редактором нескольких книг, куда приглашала специалистов мирового уровня по разнообразным дисциплинам, например, историков, социологов, политологов, юристов и специалистов по международным отношениям. Было непросто согласовывать методологию, теорию и различные научные подходы. К сожалению, наше образование строится таким образом, что люди становятся экспертами в своей специфической области. Но ситуация в Арктике и проблемы, которые стоят перед нами, требуют большего видения и знания других дисциплин. Хорошо, когда есть общие курсы или проекты. Это открывает глаза на многие вещи, позволяет избежать одностороннего взгляда на происходящее. В Арктике, еще раз повторю, есть общие проблемы, есть общая ответственность за их решение не только перед своей страной, но и международным сообществом. Раньше было недостаточное взаимодействие между западной и российской наукой. Сейчас, думаю, эта дистанция сокращается, потому что молодые ученые имеют доступ к информации и знают языки.

Какое будущее для Арктики вы хотите видеть?

Я думаю, что у Арктики очень позитивное будущее. Есть много дискуссий о том, что нас ждет в Арктике. Сегодня мы наблюдаем очень много изменений в области климата, экологии и многого другого. В Арктике ничего нельзя делать изолированно, в одиночку, потому что, с одной стороны, это дорого, а с другой, происходящее в Арктике сказывается на всех. Нужны огромные инвестиции в молодежь, чтобы она имела мировоззрение за рамками учебных курсов.

Поскольку я занимаюсь Арктикой больше двадцати лет, то вижу огромную эволюцию во многих процессах, включая развитие права. Это, например, диктуется необходимостью разрабатывать природные ресурсы либо сохранить экологическую среду.

Вы уже третий раз в экспедиции «Арктического плавучего университета». Как вам атмосфера?

Меня очень удивляет дружная швейцарская команда, насколько они организованны и вовлечены в то, что делают. Радуют молодые ученые, которые полностью посвящают себя своему делу. Те, кто занимаются Арктикой, не ищут личной выгоды, они верят в это, живут этим. Вы спрашивали недавно: затягивает ли Арктика. Она не просто затягивает, она поглощает. Между возможностью поехать на конференцию на Гавайи, в Австралию или Арктику, я выбираю последнее. Хотя со стороны кажется: что здесь такого особенного? Но находишь единомышленников, друзей на всю жизнь. Например, со студентами из прошлых экспедиций мы общаемся по науке. Те, кто попадают в Арктику, уже не могут от нее отказаться.

Возврат к списку


Справка

Проект САФУ «Арктический плавучий университет» — это инновационный проект, объединяющий науку и образование. Экспедиционный проект САФУ направлен на получение новых знаний о состоянии и изменениях окружающей среды Арктики для внедрения рекомендаций по обеспечению устойчивого развития региона, сохранения его экосистемы в условиях глобального изменения климата. Организатор проекта выступает САФУ имени М. В. Ломоносова соместно с ФГБУ Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Проект заключается в проведении морских комплексных научно-образовательных экспедиций в Арктическом регионе, с участием ведущих исследователей и студентов САФУ и с привлечением специалистов со всего мира.

Инновационность проекта «Арктический плавучий университет» заключается в интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов. Студенты и аспиранты САФУ в ходе экспедиций интенсивно погружаются в научно-образовательный процесс, изучают фундаментальные естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, приобретают умения и навыки проведения практических работ и лабораторных исследований на базе современных методик анализа статистической, математической, картографической, ГИС информации, а также полевых научных исследований в экспедиционных условиях.

Экспедиции проводятся на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов», принадлежащем ФГБУ «Северное УГМС». Судно соответствует международным экологическим нормам и нормам безопасности, позволяющим выполнять длительные, экспедиционные рейсы в условиях Арктики.