Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Дневники экспедиции 2018

Дневники рейса ежедневно ведет Наталья Авдонина, к. полит. н., доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ имени М. В. Ломоносова.

Информацию о местоположении судна «Профессор Молчанов» можно получать на геопортале.

Дневники АПУ — 2018. 26 июля. День семнадцатый. «Лекция+» Жака Ланарэ
26.07.2018
Дневники АПУ — 2018. 26 июля. День семнадцатый. «Лекция+» Жака Ланарэ

Лови мгновение, пока спит время, старина
«Общество мертвых поэтов»

С воскресенья «Профессор Молчанов» идет прямым курсом на остров Вайгач. Пока нет высадок, в баре с утра до вечера проходят лекции на темы права в Арктике, геомагнитного поля Земли, истории освоения Северного и Южного полюсов… Три лекции на тему эффективного обучения и преподавания прочитал Жак Ланаре. С 2006 года он был проректором по качеству и образованию, а с 2010 года работает профессором в Университете Лозанны. Преподавательская философия Жака Ланарэ основана на идее применения нейропсихологии в обучении.

Нет и не может быть единственно верного пути в обучении, но есть логика между целями, задачами, содержанием, стратегией, методом и оцениванием. Если поставить эти вещи в один ряд, только тогда обучение и преподавание будут иметь смысл. Если вы выбираете игровые технологии обучения, думая только о том, это просто интересно и весело, но не оцениваете знания и умения, которые студенты получили в результате игры, тогда эта работа не имеет смысла. Идея в том, чтобы рассматривать задачу обучения в контексте количества студентов, их образовательного уровня и задавать вопрос: как я могу достичь цели обучения наиболее эффективно?

Я уверен, что обучение меняет поведение или восприятие ситуации или явлений. Вы либо рассматриваете, либо воспринимаете вещи иначе. Например, я могу показать картинку, которая напоминает то карту, то лицо, но потом я показываю ту же картинку, но более четкую, и вы видите уже точно — лицо. Это и есть изменение восприятия. Как это происходит? Я держу в уме четыре основных подхода к обучению: бихевиористский, когнитивный, конструктивистский и социо-конструктивистский. Идея в том, чтобы от каждого подхода брать по чуть-чуть: от бихевиористского подхода обратную связь, от когнитивного — применение знаний, от конструктивистского — рефлексию, от социо-конструктивистского — взаимодействие. Вместе эти подходы позволяют вовлечь студентов в процесс обучения более эффективно.

Классическая лекция — это просто передача информации, никакой обратной связи и рефлексии. Но можно применить то, что я называю «Лекция+», когда вы используете кейс-стади, обсуждение в малых группах и взаимное оценивание. Студенты должны быть активными участниками процесса обучения, поэтому вопрос об образовательной стратегии звучит так: «При какой стратегии студенты будут активно вовлечены в обучение?»

— Каким преподавателем нужно быть, чтобы следовать такой логике?

— Это очень важный вопрос. Обычно мы исходим из того, что студенты ничего не знают, а преподаватель знает все. Преподаватель в таком случае единственный эксперт. Но можно поменять позицию и допустить, что студенты тоже достаточно знают, и тогда роль преподавателя меняется: я теперь эксперт не в содержании, а в процессе обучения. В первом случае ты знаешь ответы, во втором — задаешь вопросы.

Многие из моих коллег уверены, что если они не в первой позиции, то они ничему не могут научить. Еще одна проблема современного мира: только 3% студентов задумываются о продолжении академической карьеры, 97% просто хотят получить хорошее прикладное образование, их не интересует знание ради знания, которое сегодня легко доступно. Поэтому роль преподаватель более не заключается в простом пересказе информации. Мы должны помочь студентам использовать знания, развивать критическое мышление, научить анализировать.

С другой стороны, чтобы реализовать подобные идеи, нужно несколько вещей: реальная политическая воля руководства университета, понимание значимости обучения и возможности и ресурсы для преподавателей. Преподаватели не будут меняться, если не знают, как это делать.

— Как думаете, настанет ли такой момент, когда лекции не будут существовать? Останутся только онлайн-курсы.

— Нет, я не верю, но это все лишь моя вера. Если мы посмотрим на образовательные предпочтения поколения Z, которое считается невероятно коммуникативно-ориентированным, то они хотят учиться с друзьями, то есть в группах, оценивать друг друга, предпочитают проблемное обучение и прикладное знание. Вопрос опять же состоит в том, как вы будете обучать. Если просто передавать знание, то это уже не работает.

И еще один аргумент против исчезновения лекции. Когда только появились массовые онлайн-курсы, все заговорили, что это приведет к закрытию университетов. Но только восемь процентов реально заканчивают в среднем шестинедельный курс на Coursera. Это реальные цифры, поскольку я бываю на конференциях, проводимых Coursera. Или еще одна модная стратегия — перевернутый класс. Он просто невозможен без преподавателя.

— Что вы думаете о стратегии обучения главного героя в фильме «Общество мертвых поэтов»?

— Для многих молодых преподавателей герой Робби Уильямса — идеал. Но тут важно понимать контекст: этот учитель ломал очень важные правила в очень грубой форме. Хотя это здорово, что он пытался развивать в студентах креативное и критическое мышление, пытался научить выражать себя. Но такое поведение должно быть хотя бы частично принято окружающими.

Возврат к списку


Справка

Проект САФУ «Арктический плавучий университет» — это инновационный проект, объединяющий науку и образование. Экспедиционный проект САФУ направлен на получение новых знаний о состоянии и изменениях окружающей среды Арктики для внедрения рекомендаций по обеспечению устойчивого развития региона, сохранения его экосистемы в условиях глобального изменения климата. Организатор проекта выступает САФУ имени М. В. Ломоносова соместно с ФГБУ Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Проект заключается в проведении морских комплексных научно-образовательных экспедиций в Арктическом регионе, с участием ведущих исследователей и студентов САФУ и с привлечением специалистов со всего мира.

Инновационность проекта «Арктический плавучий университет» заключается в интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов. Студенты и аспиранты САФУ в ходе экспедиций интенсивно погружаются в научно-образовательный процесс, изучают фундаментальные естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, приобретают умения и навыки проведения практических работ и лабораторных исследований на базе современных методик анализа статистической, математической, картографической, ГИС информации, а также полевых научных исследований в экспедиционных условиях.

Экспедиции проводятся на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов», принадлежащем ФГБУ «Северное УГМС». Судно соответствует международным экологическим нормам и нормам безопасности, позволяющим выполнять длительные, экспедиционные рейсы в условиях Арктики.