Дневники экспедиции 2018

Дневники рейса ежедневно ведет Наталья Авдонина, к. полит. н., доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ имени М. В. Ломоносова.

Информацию о местоположении судна «Профессор Молчанов» можно получать на геопортале.

Дневники АПУ — 2018. 22 июля. День тринадцатый. Мыс Желания, или почему нужно мечтать в Арктике
22.07.2018
Дневники АПУ — 2018. 22 июля. День тринадцатый. Мыс Желания, или почему нужно мечтать в Арктике

В пять утра мы подошли к мысу Желания. В восемь утра «Корсар» отошел от борта. Только это не мы поедем на берег, а сотрудники национального парка «Русская Арктика». Они останутся на мысе примерно до начала сентября: осмотрят территорию, обследуют флору и фауну, встретят туристов, сходят с ними до земли Александры (остров архипелага Земли Франца-Иосифа) и только потом их подберет попутное судно.

«Мы еще не знаем, на каком корабле будем возвращаться домой. Вообще сюда мы всегда добираемся с оказией», — сказал Игорь Молодцов, сотрудник нацпарка.

Мы же вернемся сюда к 12 часам дня, когда закончим работу на гидрологических разрезах. К берегу будем ехать на ощупь, или по чуйке, как сказал третий помощник капитана — море затянет туманом.

Мыс, названный Виллемом Баренцом «Желанный», входит в программу обязательных экскурсионных туров по Русской Арктике. Желанный — потому что после длительного и трудного перехода вдоль северо-западных берегов Новой Земли голландцы достигли самого северного мыса.

Позже поморы сменили лирическое название на «мыс Доходы» — от слова «доходить». Современное название появилось благодаря ошибке в переводе на русский язык немецкой карты.

В середине 1990-х годов отсюда ушли сотрудники полярной метеорологической станции, оставив после себя тонны металла и ржавчины. С 2010-х годов на Мысе стали обустраивать базу для инспекторов нацпарка, которые собственными силами и с помощью компании «Арктик консалинг сервис» очищали территорию парка от мусора.

Мыс Желания — опасное для путешествия место. Встреча с белым медведем здесь не просто шутка или байка, поэтому егеря всегда начеку и требуют от нас ходить общей группой. Есть даже загадка: «Без окон, без дверей — полна горница медведей». Отгадали? Мыс Желания.

Каждый раз, высаживаясь на берег, мы расписываемся в инструктаже по технике безопасности при встрече с белым медведем. Кратко:

  1. Не бежать, если встретили медведя. Стараться показаться больше, чем вы есть на самом деле. Размахивать руками. Кричать.
  2. Пытаться понять, что у медведя на уме, не удастся — у животного отсутствуют мимические мышцы на морде.
  3. Осторожно осматривать придомовую территорию. Медведи могут залечь между домами, замаскироваться.
  4. Ходить группами. Как можно чаще осматривать местность.

Все точки на мысе уже давно отсняты, и нет такого ракурса, которым можно кого-либо удивить. По правую руку от мыса — Карское море, по левую — Баренцево. На скалистом утесе — птичий базар. В этом году здесь галдели и сидели на гнездах только чайки. Раньше, говорят, были еще и кайры.

Здесь есть военные укрепления, напоминающие окопы. Во время Великой Отечественной войны в районе мыса всплывала немецкая подлодка и обстреливала полярную станцию. После этого в 1942 году поставили пулемет.

Нам не повезло с погодой: с запада на скалы наполз туман, видимость сократилась еще больше. Из-за непогоды научные группы не смогли полноценно поработать, и было решено оставить их на две ночи, чтобы они могли закончить полевые сборы, пока гидрологи на «Профессоре Молчанове» будут отбирать пробы воды.

На мысе загадывают желания, некоторые еще и монетки бросают в море — стараются попасть в место, где встречаются Баренцево и Карское.

«Я приезжаю на это место пятый год подряд, каждый следующий приезд не похож на предыдущий. Каждый раз новая погода, новая ситуация. По заведенной традиции возвращаясь с высадки обратно на судно, если все прошло успешно, бросаю монетку и загадываю желание. Желание может сбыться, может не сбыться. Но каждый раз хочется возвращаться снова и снова», — сказал Дмитрий Поликин, инженер Арктического центра стратегических исследований САФУ.

«Это место отличалось от предыдущих высадок: была совсем другая погодная ситуация, туман и ветер, было довольно сложно передвигаться. Мне очень хотелось увидеть белых медведей, но я хотя бы видел следы. Мне очень понравился мыс, было интересно наблюдать за птицами. Меня удивило, как они там держатся и обустраивают гнезда. Я должен был идти к озеру Аммональное собирать насекомых, но пришлось отменить наши планы, потому что рейнджеры не могли контролировать территорию из-за тумана», — сказал Аринзи Авилив, студент Университета Женевы.

«Исследовали породы ордовикского и силурийского периодов. Одна точка отбора была в западной части бухты; вторая (сулурийские периоды) — на востоке бухты в западном окончании скалистой части мыса Желания. В основном породы оказались слишком грубозернистыми для отбора, но удалось найти слои с более мелкими размерами частиц», — сказал Николай Матушкин, старший научный сотрудник Новосибирского государственного университета.

Возврат к списку


Справка

Проект САФУ «Арктический плавучий университет» — это инновационный проект, объединяющий науку и образование. Экспедиционный проект САФУ направлен на получение новых знаний о состоянии и изменениях окружающей среды Арктики для внедрения рекомендаций по обеспечению устойчивого развития региона, сохранения его экосистемы в условиях глобального изменения климата. Организатор проекта выступает САФУ имени М. В. Ломоносова соместно с ФГБУ Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Проект заключается в проведении морских комплексных научно-образовательных экспедиций в Арктическом регионе, с участием ведущих исследователей и студентов САФУ и с привлечением специалистов со всего мира.

Инновационность проекта «Арктический плавучий университет» заключается в интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов. Студенты и аспиранты САФУ в ходе экспедиций интенсивно погружаются в научно-образовательный процесс, изучают фундаментальные естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, приобретают умения и навыки проведения практических работ и лабораторных исследований на базе современных методик анализа статистической, математической, картографической, ГИС информации, а также полевых научных исследований в экспедиционных условиях.

Экспедиции проводятся на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов», принадлежащем ФГБУ «Северное УГМС». Судно соответствует международным экологическим нормам и нормам безопасности, позволяющим выполнять длительные, экспедиционные рейсы в условиях Арктики.