Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Интервью

29.11.2011

Татьяна Буторина: Мы помним великого земляка ["Арктический вектор", 2011. - №11]

«Да что Вы носитесь с Ломоносовым? Ничего особенного он не сделал!»

На это ведущий ломоносововед Татьяна Буторина отвечает вопросом: «А что вы читали у Ломоносова, если так утверждаете?» Как правило, оппоненту ответить нечего…

Если у вас есть «претензии» к Ломоносову, обращайтесь к Татьяне Сергеевне. Она занимается изучением наследия великого ученого в течение 30 лет. Татьяна Буторина является основоположником научного направления «ломоносововедение»

«Мне же его за всю жизнь не прочесть!»

— Я родилась в большой семье, нас было пятеро детей. Любимым занятием являлось вечернее чтение книг. Однажды мой отец Сергей Васильевич Моховиков привез мне книгу Александра Морозова «Родина Ломоносова». Это был 1975 год. Я — землячка Ломоносова, родилась в селе Емецке Холмогорского района, и папа считал, что я должна знать о своем великом земляке.

Когда я уже работала в пединституте, меня вызвал ректор Георгий Георгиевич Фруменков и сказал, что необходимо заняться изучением наследия Ломоносова. Он решил доверить эту тему именно мне. Первая мысль была: «Мне же его за всю жизнь не прочесть!» Тогда Георгий Георгиевич сказал мне фразу, определившую мою судьбу: «Земляки Ломоносова должны знать Ломоносова!» — рассказывает Татьяна Сергеевна.

Ломоносову — книги, педагогам — холодильники

Татьяна Буторина возглавляет НОЦ «Ломоносовский институт» в САФУ. Изучает не только наследие, биографию первого российского академика, но и стремится развивать ломоносовское движение. В ноябре 1990 года ею была высказана мысль о том, что в Архангельске должен быть университет имени Ломоносова, а также созданы Ломоносовский исследовательский центр и Ломоносовский фонд. Столица Поморья, по мнению Буториной, должна быть центром ломоносововедения. Ее поддержали.

В 1991 году пединститут был преобразован в Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Потом был создан Ломоносовский фонд. Затем родилась идея создания пяти томов «Поморской энциклопедии». Татьяна Буторина и профессор Рудольф Ханталин — авторы общей концепции издания. В Институте переподготовки и повышения квалификации (ИППК) была создана школа педагога-исследователя. Многие преподаватели, прошедшие обучение, участвовали в нацпроекте «Образование» и получили финансовую поддержку. Часть педагогов стала Заслуженными учителями России.

— Все это делалось в очень тяжелый ельцинский период, когда учителям не платили зарплату, бывало, по полгода. Либо выдавали ее товарами, например, предлагали холодильники, — вспоминает Татьяна Буторина.

В тяжелые 90-е был организован экспертный совет мэрии города Архангельска по авторским программам и исследовательским работам. Удивительно, но тогда наблюдался небывалый всплеск интереса к науке у педагогов, которым не хватало денег даже на элементарные вещи!

Кстати, Ломоносов жил в похожее время, когда жалование в Академии часто задерживали. Ему и его современникам зарплату выдавали книгами. Надо было их продать и на эти деньги жить.

Кубанский хор повторил судьбу помора

— Почему о наследии Ломоносова у нас знают так мало? Думаю, это издержки времени. Недавно я посмотрела передачу про Кубанский казачий хор. Рассказывали о репрессиях в первом составе хора, как затем сложно восстанавливали репертуар. В результате современная молодежь Кубани совсем не знает старых казачьих песен. Прервалась преемственность поколений, — говорит Татьяна Буторина.

Татьяна Сергеевна проводит исторические параллели. Она считает, что по отношению к Ломоносову произошло то же самое. Возможно, это связано с тем, что более 100 лет труды Ломоносова не печатались. Лишь в 1865 году были опубликованы работы о самом Ломоносове и его собрание сочинений.

— Судьба таланта в России очень трагична. Яркий человек обычно вызывает раздражение у людей более низкого интеллектуального уровня. Делается все, чтобы унизить или даже уничтожить талантливого человека. Ломоносов испытал это на себе, — говорит Татьяна Сергеевна.

«Мы из будущего» как сигнал SOS

— Мы мало знаем историю выдающихся деятелей науки, которые являются интеллектуальным примером, достоянием России, — рассуждает ломоносововед. — Сегодня интерес к науке не формируется, потому что молодежь понимает, что наука не кормит. В нее идут лишь исключительные патриоты. Это тяжелый труд, тем более, если он совмещен с преподавательской работой.

По словам Татьяны Сергеевны, Ломоносов добивался того, чтобы человек науки чувствовал себя защищенным и востребованным в своем Отечестве. Сам Михаил Васильевич был среднего достатка. Его выручало то, что он писал оды, за которые платили большие по тем временам деньги. Например, однажды за оду ему заплатили две тысячи рублей. За такие деньги надо было трудиться в Академии три года.

— Что наука? Мы и родной-то язык мало знаем. Он сильно деформируется, особенно у молодежи, когда в речи появляется много лишних вводных слов, — рассуждает ломоносововед и тут же приводит пример.

В фильме «Мы из будущего» главные герои — молодые чернокопатели — попадают во времена Великой Отечественной войны. Наши разведчики приводят их в штаб и начинают допрашивать. Штабисты с трудом понимают ребят, а потом спрашивают: «Вы что, не русские?»

По мнению Татьяны Буториной, этот маленький эпизод из фильма психологически точно отражает непонимание значимости родного языка в судьбе народа. Наша небрежность может изменить менталитет россиян до неузнаваемости, а это грозит трагическими последствиями для нас, как нации.

Без его изобретения снайперу не выжить

В день празднования 65-летия Великой Победы школьники спрашивали Татьяну Буторину: какие изобретения Ломоносова использовали в годы Великой Отечественной войны?

— Прежде всего, это его ночезрительная труба. На ее основе изобретен прибор ночного видения, которым пользуются снайперы. Еще одна оптическая система, заложенная Ломоносовым — перископы подводных лодок. Важная составляющая в его исследованиях связана с использованием пороха, — приводит примеры Татьяна Сергеевна.

Об основных своих научных достижениях наш великий земляк написал в 1764 году в работе «Обзор важнейших открытий, которыми обогатил науку действительный статский советник Михайло Ломоносов». В ней перечислены девять основных его научных открытий.

— Я не устаю пропагандировать послание Ломоносова «О сохранении и размножении русского народа». Ученый выявил 13 способов сохранения российского народа. Свое послание Ломоносов начинает с важности сохранения семьи. Этому посланию около трех веков, но оно сегодня как никогда актуально!» — говорит Татьяна Буторина.

Водовод все-таки дотянули!

— Мне очень приятно, что в юбилейный год, мы все-таки сумели кое-что сделать для родины Ломоносова. В частности, сдается в эксплуатацию водовод, который строили 20 лет. Построены новые здания почты, ФАПа, проведен капитальный ремонт в ломоносовской и холмогорской школах.

Если говорить о популяризации Ломоносова, то в декабре 2011 года выйдет издание тома «Культура» Поморской энциклопедии, в котором нашему земляку посвящен большой раздел. Также вышла серия книг под названием «Ломоносовская библиотека». Это работы Ломоносова, книги о нем и о Русском Севере. Такая серия книг была подарена каждой районной библиотеке Архангельской области. Мы помним своего великого земляка и будем помнить — это без сомнения», — резюмирует Татьяна Буторина. 

Арктический вектор №11 




Возврат к списку