Пресс-центр

16.11.2015

Профессор Буторина рассказала студентам о своем пути в науку

6 ноября в рамках XLIV Ломоносовских чтений в САФУ прошел круглый стол «Путь в науку». Профессор кафедры педагогики, директор НОЦ «Ломоносовский институт» Татьяна Сергеевна Буторина встретилась со студентами Института педагогики и психологии и Института естественных наук и технологий и поделилась любопытными фактами своей биографии, которая неизменно была связана с университетской жизнью.

Заслуги Татьяны Сергеевны можно перечислять очень долго. Она является действительным членом Российской академии социальных наук, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, академиком Международной академии наук педагогического образования, вице-президентом Ломоносовского фонда. Автор около 400 научных трудов и публикаций, из них — 19 монографий.

Под научным руководством профессора Буториной защищена 41 диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, две — на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Ее работы высоко оценены зарубежными специалистами.

Татьяна Сергеевна награждена орденом Дружбы, медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник просвещения», знаком «За заслуги перед городом Архангельском». Почетный гражданин Холмогорского района. Почетный гражданин города Архангельска. Обладатель региональной общественной награды «Достояние Севера».

Это, конечно, далеко не всё. Впрочем, для нас — земляков первого российского ученого-энциклопедиста — важна ее ломоносовская ипостась. Татьяна Сергеевна является инициатором создания Ломоносовского фонда, ведущим исследователем жизни и деятельности Михаила Ломоносова.

Интересно, как начался путь к Ломоносову. Идею дал ректор Архангельского государственного педагогического института Георгий Фруменков. В Архангельске готовились к 275-летию великого русского ученого и всесоюзной конференции «Ломоносов и просвещение». Георгий Георгиевич так и сказал: «Татьяна, начинай заниматься Ломоносовым!». Первая реакция — испуг: трудно подступиться к столь мощной интеллектуальной глыбе. Но Фруменков рассеял все сомнения. И с 1980 года Татьяна Сергеевна занимается изучением трудов и жизненного пути нашего великого земляка.

В этот вечер Татьяна Буторина много говорила о своих учителях, об отце. Легкость в обретении знаний в школьные и университетские годы связана как с личными способностями, так и высокими качествами педагогов. «Мне очень везло на учителей», — заметила профессор.

Наверное, не случайно она выбрала эту науку — педагогику. В совершенстве зная немецкий язык, Татьяна Сергеевна изучала новаторский опыт германских педагогов, брала лучшее на вооружение.

Ломоносов и педагогика тесно сплетаются в университетской жизни профессора. Сама Татьяна Сергеевна легко находит этому объяснение:

«О русской педагогике принято говорить, начиная с Константина Дмитриевича Ушинского, а это середина XIX века. Основоположником западной педагогики считают Яна Амоса Коменского, а это начало XVII века. Но между этими датами был наш Ломоносова. Он является основателем русской педагогической мысли. Я доказала это в своей диссертации».

Студенты задавали вопросы. Профессор Буторина рассказала массу интересных фактов: о практике работы пионервожатой, о непростых бытовых условиях в советских студенческих общежитиях, о стереотипах сотрудников советских и американских вузов в годы перестройки и много других случаев из своей биографии.

http://www.narfu.ru/life/news/university/227198/




Возврат к списку