Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Экспертное мнение

23.05.2018 11:36:00
news
Как лучше запоминать информацию и бороться со стрессом рассказала психолог САФУ

Май и июнь — время, когда школьники сдают ЕГЭ, а студенты усердно готовятся к сессии. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии САФУ Анна Зелянина поделилась методиками, которые помогут лучше усваивать информацию.

Техники и упражнения, которые помогут лучше запоминать информацию

Когда готовитесь к экзамену, делайте записи и ведите конспекты в виде таблиц, графиков, рисунков. Однако, не стоит ждать от мнемотехнических приемов эффекта «волшебной палочки», вам придется потрудиться.

Метод группировки:

Последовательность цифр легче запомнить, если сгруппировать их в более крупные блоки. К примеру, не «Тысяча девятьсот семнадцатый», а «Девятнадцать семнадцать». Лучше запоминать не длинные ряды слов, а объединять их в тематические группы.

Метод рифм и ритма:

Этот пример хорошо знаком детям, заучивающим цифры. Например: «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять». Рифма может стать опорой для объединения в группы цифр и слов, а процесс запоминания связывайте с мотивом хорошо знакомой песни. К слову, учащие английский язык запоминают местоимения с глаголом «to be» напевая на мотив песенки «В лесу родилась ёлочка» (I am, you are, he is, she is, we are, you are, they are).

Метод акронимов и акростихов:

Составляйте сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление или предмет. Акростихи ­­- это такие стихи, первые буквы каждой строки которых образуют какое-то слово или даже фразу. Так, например, для запоминания падежей в русском языке есть стихотворение: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку».

Цепной метод:

В этом методе элементы нужно ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мыслительных образов. Например, вы идете в магазин и нужно запомнить список продуктов: кофе, масло, ветчина, яйца, хлеб, цыпленок и капуста. Теперь исходите из первого образа, который придет в голову. Допустим, цыпленок, клюющий кофейные зёрна; этот цыпленок вылупляется из яйца, которое лежит в капусте, листья которой представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот странный образ, вы точно ничего не забудете купить в магазине.

Метод мест:

Разбейте на тезисы материал, который нужно запомнить. Вспомните все, что вы встречаете по дороге, по которой вы ежедневно ходите. Эти объекты и есть так называемые «места», к которым «привязывается» определенный тезис. Например, первый − к скамейке, второй — к остановке. Чтобы вспомнить материал по конкретному вопросу, мысленно пройдите по этой дороге и в каждом соответствующем месте «заберите» определенный тезис.

Техники и упражнения, которые помогут успокоиться

Чем ближе экзамен, тем больший стресс будут испытывать школьники и студенты. На «хороший лад» помогают настраиваться приемы саморегуляции и релаксации.

1. Способ, связанный с управлением дыханием

Медленное и глубокое дыхание, в котором участвуют мышцы живота, понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению.

Сидя или стоя расслабьте мышцы тела и сосредоточьтесь на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох, выпячивая живот вперед, а грудную клетку оставляя неподвижной. На счет 1-2-3-4 задержите дыхание. На счет 1-2-3-4-5-6 плавный выдох. На счет 1-2-3-4 задержать дыхание перед следующим вдохом. Уже через 3-5 минут такого дыхания ваше состояние станет заметно спокойнее.

2. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслабить позволяет снять нервно — психическую напряженность, быстро восстановить силы.

  • Упражнение 1

    В свободные минуты осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

  1. осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением,
  2. каждое напряжение состоит из 3 фаз: «напрячь — почувствовать — расслабить»,
  3. напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

    Можно расслаблять мышцы лица (лоб, веки, губы), затылка, плеч, грудной клетки, живота и верхней части ног, кистей рук, нижней части ног.

    Но чтобы упражнение было эффективнее, ежедневно занимайтесь физическими нагрузками.

  • Упражнение 2

    Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных движений: движение большими пальцами рук в полузамке, перебирание четок, пройдите по комнате несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов — выдох.

3. Способы, связанные с воздействием слова

Речь задействует сознательный механизм самовнушения и влияет на психофизиологические функции организма. Фразы для самовнушения нужно строить в виде простых, кратких, позитивных утверждений и так, будто у вас уже есть желаемое. Например, «Я поступил», а не «Я не провалюсь на экзамене».

  • Упражнение 1. Самоприказы

    Самоприказ — это короткое отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте этот метод, когда вам трудно вести себя так, как нужно. «Разговаривать спокойно!», «Молчать!», «Не поддаваться на провокацию!», − это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно. Сформулируйте самоприказ, мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

  • Упражнение 2. Самопрограммирование

    Во многих ситуациях полезно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах. Прошлые заслуги говорят о возможностях человека, его скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

    Вспомните ситуацию, когда вы справились с такими же трудностями. Сформулируйте текст программы. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду спокойным и выдержанным»; «Именно сегодня я буду находчивым и уверенным». Мысленно повторите текст программы несколько раз.

4. Способы, связанные с использованием образов

Словом мы воздействуем на сознание, а образы, воображение открывают доступ к мощным подсознательным резервам психики. Мы не запоминаем множество наших положительных ощущений, наблюдений, впечатлений, но если их пробудить, то возможно пережить вновь.

  • Упражнение: 

    чтобы использовать образы для саморегуляции, специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно или победителем — это ваши ресурсные ситуации. Фиксируйте в памяти зрительные образы события (что вы видите); слуховые (какие звуки вы слышите) и ощущения в теле (что вы чувствуете).

    Почувствовав напряженность, усталость, сядьте удобно, закройте глаза; дышите медленно и глубоко; вспомните и проживите заново одну из ваших ресурсных ситуаций, вспоминая все сопровождающие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения; побудьте внутри этой ситуации несколько минут, а потом откройте глаза и вернитесь к работе.

Съешь лягушку: техника, которая поможет сконцентрироваться

Интерес, как правило, играет ведущую роль в сосредоточении на чем-либо. Школьник решил поступать в вуз, потому что ему интересна будущая профессия или ему кто-то навязал свое мнение?

Можно использовать прием из тайм-менеджмента, который называется «съесть лягушку». Допустим, вы решили каждый день учить по вопросу, но велик соблазн отложить на «потом», трудно сосредоточится, когда друзья гуляют, а вас ждет интересная книга или компьютерная игра. Поэтому нужно ввести в привычку «съедать каждый день по лягушке», то есть обязательно выучить определенную часть материала, но потом непременно поощрить себя за это — пойти погулять с друзьями, поиграть в игру, посмотреть фильм.

Возврат к списку

Дата изменения страницы 29.10.2019