Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Экспертное мнение

12.03.2018 13:11:00
news
Людмила Морозова: Мы должны перестроить учебный процесс как «Лего»

Доктор биологических наук, профессор, проректор по образовательной деятельности САФУ Людмила Морозова рассказала, какие направления пользуются спросом у абитуриентов, а какие у работодателей, какие специалисты могут быть востребованы в будущем и как вуз будет их готовить.

— Людмила Владимировна, в чем, по вашему мнению, цель и специфика высшего образования?

— Одна из главных задач высшего образования — научить студента ставить цели, делать выбор и нести за него ответственность. Надо отметить и роль СПО в привязке к высшему образованию. Например, при САФУ есть два колледжа — Технологический колледж Петра I и Технический колледж в Северодвинске. Учащиеся поступают в колледж, но попадают в университет, при этом получают базовую специальность, могут начинать карьеру и получать дальнейшее образование в университете. Это очень удобно для старта в карьерном направлении, для перспективы раннего получения заработка и для перспективы будущего поступления в головной вуз.

— Как вовремя заметить способности у талантливого ребенка и развивать их?

— Олимпиады — одна из возможностей работать с одаренными детьми. В САФУ ежегодно проходят десятки олимпиад для школьников города, региона, страны по различным тематикам и отраслям. У нас есть Музей занимательных наук, Геологический музей где каждый день проходят разнообразные занятия со школьниками. Организованы системы летних кружков, летних школ. Намечены планы по сотрудничеству с центром «Сириус».

— Изменится ли процесс обучения студентов в обозримом будущем?

— Сейчас во всем мире меняются тренды в образовании. Во-первых, это замена традиционного лекционного обучения на практикоориентированное или проектное. Проектное обучение подразумевает, что перед студентами ставится конкретная задача и, чтобы решить ее, они должны найти знания сами. Наш мозг устроен так, что тем, что мы добыли сами, мы дорожим больше, чем-то, что в нас «впихивают», к тому же информация сейчас очень доступна, можно послушать лекцию любого ученого из любой точки мира. Это первый тренд и мы к нему очень стремимся. Уже сейчас во все учебные планы мы включаем проектную деятельность и научно-исследовательскую работу.

Второй тренд: индивидуальная траектория обучения. Например, есть трое студентов, изучающих судостроение, один хочет работать в цеху, второй хочет быть конструктором, третий хочет управлять цехом. В дипломе у всех будет написано одно и то же, но технологии обучения им нужны разные. Поэтому образовательный процесс мы должны перестроить как «Лего»: много деталей и каждый студент собирает свою программу сам. На первых курсах будет даваться основа, а дальше студент сможет выбрать те дисциплины, которые сам хочет изучать. Тот, кто хочет быть руководителем, будет изучать управление, а будущий конструктор в это время освоит работу в какой-нибудь конструкторской графической компьютерной программе. Уже сейчас у нас учебные планы построены таким образом, что для студентов 4 групп направлений: гуманитарных, педагогических, инженерных и естественно-научных дисциплины первые полтора года идентичны. Это сделано для того, чтобы студент мог «повариться» в выбранном направлении, а если понял, что оно ему не подходит, мог переориентироваться.

— Есть мнение, что главная цель вуза — научить студента учиться. Так ли это?

— Это третий тренд — это обучение всю жизнь. Недаром во многих профессиях уже сейчас на законодательном уровне требуется регулярное повышение квалификации или переобучение. Пока для многих людей это непонятно. Родители абитуриентов считают, что по полученной профессии их дети проработают всю жизнь, но это всего лишь иллюзия. Нужно понимать, что в современном мире каждые 3 — 5 лет, независимо от полученного образования, придется переучиваться или доучиваться. Технологии слишком быстро меняются и если своевременно не обновлять знания, то будешь в аутсайдерах. Согласно мировой статистике, современный человек меняет профессию каждые 5 — 7 лет.

— И какими качествами должны обладать «специалисты будущего»?

— Мы идем к цифровизации, поэтому понятно, что будут нужны люди, которые умеют создавать новые цифровые технологии или хорошо ими пользоваться. В цифровом мире вырастет потребность и в людях, которые умеют реализовывать так называемые «soft skills»: люди больше будут работать с машинами, но потребность в общении останется, поэтому будут востребованы специалисты, отвечающие за социализацию и коммуникацию. Будут востребованы добывающие и перерабатывающие инженерные специальности.

Возможно, будут в будущем профессии, о которых мы сейчас даже не догадываемся. Но мне кажется, что всегда будут востребованы все специалисты, которые производят реальный продукт. В моем понимании 21 век — век биотехнологий, химтехнологий и информационных технологий — все эти направления перспективно развиваются в САФУ.

— Есть ли особенности в образовательной деятельности САФУ, которые выгодно выделяют его на фоне других, особенно столичных вузов и вузов Санкт-Петербурга?

— Если говорить о специфике САФУ, то это арктические направления подготовки. Кроме того, север — это уникальное географическое пространство и близость к Арктике. На территории региона расположены ведущие российские предприятия военно-промышленного комплекса: космодром «Плесецк», предприятия «Севмаш», «Звездочка», Объединенная судостроительная корпорация, ведущие предприятия по добыче алмазов, предприятия лесного комплекса, нефтедобывающие компании. Многие выпускники САФУ делают карьеру на этих предприятиях.

— Какие направления самые востребованные среди работодателей сегодня?

— Всегда нужны социально-значимые специалисты, например учителя. Чуть ли не раз в неделю нам приходит запрос на инженеров лесного хозяйства. Похожая ситуация с метеорологами: сейчас вакансий в три раза больше, чем самих выпускников этого года. Химиков-технологов готовят всего два вуза в стране, потому студенты, отучившиеся в Архангельске, востребованы в Сыктывкаре, в Санкт-Петербурге, в Братске.

— А какие направления подготовки самые популярные среди абитуриентов? На какие направления самый большой конкурс?

— Если судить по конкурсу, то это традиционно «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью». Но здесь нужно сделать важную оговорку: объективно о популярности направления нельзя судить только по конкурсу. Например, в прошлом году на первых трех направлениях из перечисленных был конкурс в среднем по 20 человек на место, но и выделено было всего по 8 бюджетных мест, следовательно, подали заявления от 140 до 175 человек. На направление подготовки «Строительство» в том же году было выделено 110 бюджетных мест. Естественно, здесь уже не приходится говорить о конкурсе в 20 человек на место, но общее число подавших заявления абитуриентов не сильно отличается от направлений с большим конкурсом.

— Какие направления наиболее востребованы среди тех, кто учится платно?

— По очной форме обучения популярны те же направления, что и у поступающих на «бюджет». На заочной форме большое количество абитуриентов поступает в Институт судостроения и морской арктической техники в Северодвинске на программы, связанные с судостроением. Но востребованными у заочников остаются и те же «Экономика» и «Менеджмент».

— А нужны в таком количестве на рынке труда специалисты по этим направлениям?

— Я думаю, лучше получить какую-то прикладную или техническую профессию, а потом получить экономическое или управленческое образование. Востребованность специалиста была бы в таком случае выше.

— Какая база требуется в современном мире для обучения студентов?

— Учебная инфраструктура нашего университета обновляется постоянно, потому что технологии постоянно сменяются. Начиная от оборудования для рутинных занятий по физике, которые есть у всех студентов, заканчивая высокотехнологическими узкоспециализированными лабораториями. В Высшей школе энергетики, нефти и газа закуплено оборудование для анализа нефтепродуктов, виртуального управления буровыми вышками. В Высшей школе естественных наук и технологий обновлена база химических лабораторий, на новый уровень выведена база биологических лабораторий. Последнее приобретение — кабинет по морфологии человека с анатомическим столом «Пирогов», где изучать анатомию можно на виртуальном 3-D манекене.

Возврат к списку

Дата изменения страницы 29.10.2019