Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Экспертное мнение

16.10.2017 22:21:00
news
Александр Чекалин: «Какой бы уникальной ни была методика, она не подействует, если за ней не стоит преподаватель-профессионал»

Директор лингвистического центра САФУ «Полиглот» Александр Чекалин рассказал о том, почему нужно изучать иностранные языки, какие из них наиболее востребованы и стоит ли доверять методикам экспресс-обучения.

Центр «Полиглот» существует уже почти 15 лет и в среднем обучает около двухсот человек в год. Там можно научиться говорить на 12 языках: английском, немецком, французском, испанском, итальянском, шведском, норвежском, финском, японском, китайском, турецком и болгарском. О том, в каком возрасте лучше начать изучение иностранного языка и какие в этом деле есть тонкости, мы спросили у директора центра Александра Чекалина.

— Сейчас практически на любой вакансии от соискателя требуют знание английского. А зачем изучать другие языки? И вообще нужен ли иностранный язык где-то кроме работы?

— Мне не сказать лучше, чем Вольтер, который считал, что «знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку». Исходя из личного опыта, могу утверждать, что владение иностранным языком открывает неисчерпаемый мир возможностей. Это не только карьера, и путешествия, и фильмы, книги, песни в оригинале, и друзья по всему миру.

Если говорить о том, какой язык «перспективнее», то ответ на данный вопрос не столь очевиден. Английский сейчас занимает лишь третье место в мире по количеству носителей после китайского и испанского.

С одной стороны, с английским, что называется, «везде поймут». С другой стороны, помимо Испании, почти везде в Южной Америке говорят по-испански.

Китай сегодня занимает лидирующие позиции во многих отраслях, развивает сотрудничество со многими зарубежными партнерами, в том числе и с Россией и Архангельская область не исключение.

Для Северо-Запада также традиционно сотрудничество с северными странами: Финляндией, Швецией, Норвегией. Конечно, знание государственного языка этих стран не помешает.

— Как же тогда определиться с выбором?

— Какой бы язык вы ни выбрали, в первую очередь нужно определить, где и каким образом вы сможете применить полученные знания. Многие изучают иностранный язык просто «для себя», в целях расширения кругозора, тренировки интеллекта, и это тоже прекрасно.

— В каком возрасте лучше начинать учить иностранный язык?

— Как мудро выразился предположительно Квинтилиан: «Учиться никогда не поздно». И уж тем более никогда не рано начинать это делать.

К нам обращаются слушатели абсолютно разных возрастов. Чаще всего звонят родители, желающие, чтобы их дети изучали иностранный язык, потому что «без английского сейчас никуда». Обращаются студенты, которым язык нужен для участия в программах обмена.

Приходят на курсы и взрослые, так сказать, состоявшиеся, люди, по каким-то причинам упустившие или не имевшие возможности заниматься иностранным языком раньше. Нередко в группу приходят и люди третьего возраста, и абсолютно на равных, без стеснения, общаются с более молодыми одногруппниками, а иногда и фору им могут дать за счет своего опыта, усердия и желания учиться.

Поэтому можно сказать, что «Полиглот» — это наглядный пример воплощения концепции образования в течение всей жизни.

— А чем отличается обучение детей и взрослых?

— Что касается школьников, то они, конечно, чаще проходят программы подготовки к ЕГЭ. Кроме того, мы предлагаем курсы подготовки к международным кембриджским экзаменам, которые с этого года у нас же и можно сдавать.

Очевидно, что в обучении младших детей иностранному языку есть целый ряд особенностей. Процесс очень часто проходит в игровой форме: дети поют, выполняют задания, квесты, рассказывают стихи, смотрят фильмы, слушают музыку на иностранном языке. И как это ни странно, все, о чем я сейчас рассказал, зачастую применимо и к нашим взрослым слушателям, потому что, приходя на занятия, они оставляют свои социальные роли за пределами аудитории, вспоминают, как когда-то учились в школе, в университете. И их тоже нужно подбадривать, мотивировать и поощрять, причем иногда даже активнее, чем детей, потому что взрослым сложнее преодолеть свое стеснение и боязнь ошибиться.

—  Расскажите, как можно быстро освоить язык? Есть ли какие-то секреты?

— Секрет только один — усердие. По моему твердому убеждению, нельзя быстро освоить язык. Я изучаю английский язык с 7 лет (сейчас мне 30), занимаюсь немецким языком вот уже более десяти лет, но не могу сказать, что я «владею языком в совершенстве». Такого не бывает. Язык — это огромная, многосторонняя и, в каком-то смысле, непостижимая сущность, которая, помимо всего прочего, еще и постоянно развивается и изменяется. Но в этом-то и интерес.

Сейчас существует множество предложений и методик, которые гарантируют быстрое освоение иностранного языка без каких-либо усилий. Но бесплатный сыр, как говорится…

— То есть обращаться к таким методикам однозначно не стоит?

— В них, конечно, есть много полезного: пополнение словарного запаса, тренировка памяти и прочее. Но язык — это не только слова. Можно знать миллион слов, но при отсутствии умения правильно и уместно связать их вместе, такое знание вряд ли пригодится.

— Какие методики обучения используются в вашем центре?

— В этом году мы открыли дискуссионный клуб английского языка с преподавателем-американцем. Это предложение рассчитано на тех, кто уже уверенно чувствует себя в языке, но хочет идти дальше, развиваться. Слушателям предоставляется возможность задавать вопросы, дискутировать, проводить дебаты, открывать для себя неизвестные аспекты американской культуры. Кроме того, обучающиеся смотрят фильмы с оригинальной звуковой дорожкой, после чего обсуждают увиденное.

И отвечая на этот вопрос, хотелось бы сделать акцент не на методиках как таковых, а на специалистах, которые их применяют. Любые методики наши преподаватели умеют модифицировать так, чтобы сделать процесс изучения языка комфортным в каждой отдельной группе.

Считаю, не стоит лукавить и утверждать, что в «Полиглоте» реализуются абсолютно уникальные программы, подобных которым нет ни в одном другом языковом центре. Мы применяем комплексный подход. В некоторых случаях слушатели испытывают на себе то, что называется методом погружения. Это когда на занятиях ученики становятся другими людьми — носителями языка. У них нет выбора, ведь часто преподаватели-иностранцы почти не говорят по-русски. Однако, возвращаясь к исходной идее, подчеркну, что какой бы уникальной и инновационной не была методика, она не возымеет действия, если за ней не стоит преподаватель-профессионал.

— В каких мероприятиях участвует ваш центр?

— «Полиглот» старается активно участвовать в проводимых САФУ и другими учреждения города мероприятиях, посвященных изучению иностранных языков. В сентябре, например, проводили мастер-классы в рамках Дня иностранных языков, который организовала Архангельская областная научная библиотека имени Добролюбова.

Имея опыт оказания переводческих услуг, мы принимали участие в подготовке отдельных материалов на английском языке для Международного арктического форума, который проходил в Архангельске в марте 2017 года. Одним из последних достижений считаю заключение договора между САФУ и Департаментом экзаменов кембриджского университета и присвоение статуса авторизованного центра по приему международных кембриджских экзаменов. Раньше мы осуществляли только подготовку к экзаменам и приглашали экзаменаторов из Санкт-Петербурга, а сейчас жители города и области смогут сдавать кембриджские экзамены на базе нашего центра.


Возврат к списку

Дата изменения страницы 29.10.2019