Сделай свой выбор

18.03.00 Химические технологии (укрупненная группа направлений подготовки)

Квалификация:  бакалавр

Форма обучения:  очная / очно-заочная

Сроки обучения:  4 года / 4 года 10 месяцев

Кол-во бюджетных мест:  35 / —

Кол-во мест (договор):  5 / 20

Проходной балл (по результатам поступления прошлого года):  139

Экзамены:  1*. Физика или Химия или Биология или Информатика и ИКТ / 2. Математика (профиль) / 3. Русский язык

Город:  Архангельск

Высшая школа / Институт:  Высшая школа естественных наук и технологий

В 2022 году набор идет на укрупненную группу направлений подготовки 18.03.00 Химические технологии. Это означает, что на 1 и 2 курсах обучение будет полностью одинаковым, а с 3 курса будет возможность разделиться на 2 направления подготовки и продолжить обучение по одному из них:

180301_5.JPG 180301_12.jpg 180301_2.jpg 180301_8.JPG 180301_3.JPG180301_1.jpg 

Что я должен знать об этом направлении подготовки?

Россия занимает первое место по запасам древесины в мире. Российская древесина и продукты ее переработки являются экспортным товаром и поставляются во многие страны. При химической переработке древесного сырья происходит его разделение на составные части, главной из которых является целлюлоза. Целлюлозу используют, в основном, для производства бумаги и картона. Мировыми лидерами по производству целлюлозно-бумажной продукции являются такие технологически развитые страны как США, Китай, Япония, Германия, Канада, Финляндия, Швеция, Южная Корея и др.

Использование бумаги и картона настолько привычно для большинства людей, что многие и не подозревают, что их производство включает широкий спектр технологических операции, требует использования разнообразного оборудования и является высокотехнологичным. Например, современные бумагоделательные машины производят бумажное полотно со скоростью более 100 км/ч.

Несмотря на развитие информационных технологий и снижение актуальности бумаги как носителя информации (теперь многие читают электронные книги, узнают новости через интернет ресурсы, используют электронный документооборот) производство целлюлозно-бумажной продукции сохраняется на высоком уровне. Это обусловлено тем, что растет потребление одноразовой, в том числе санитарно-гигиенической, продукции и картонной упаковки. Преимуществом древесины и любого другого растительного сырья является то, что они являются возобновляемыми, а продукция, получаемая из них, легко разлагается в природе и является более экологичной, чем пластиковая. Кроме того, продукция целлюлозно-бумажного производства является не только биоразлагаемой, но и может использоваться повторно (как макулатура), выдерживая несколько циклов переработки. Поэтому переработка древесины играет особую роль при переходе к будущей «Циркулярной экономике» и «Зеленой экономике». Безусловно, любая химическая технология имеет экологические риски, а целлюлозно-бумажное производство характеризуется также огромными водопотреблением и энергопотреблением, поэтому эти вызовы заставляют постоянно совершенствовать используемые технологии, а лидеры отрасли заинтересованы вкладываться в обеспечение устойчивого развития своего производства, сохранение лесов и т.п.

Какие я буду изучать дисциплины?

В начале обучения изучают дисциплины характерные для общего университетского образования (философия, история, логика, практическая риторика, иностранный язык и др.) и общего технического образования (высшая математика, физика, инженерная графика, прикладная механика, электротехника и промышленная электроника и др.). Затем усиливается подготовка по дисциплинам различных разделов химии и заканчивается обучение изучением технологических и профессиональных дисциплин (с последующей защитой выпускной квалификационной работы):

  • Общая и неорганическая химия
  • Аналитическая химия
  • Органическая химия
  • Физическая химия
  • Коллоидная химия
  • Физико-химические методы анализа
  • Химия древесины
  • Процессы и аппараты химической технологии
  • Общая химическая технология
  • Технология целлюлозы
  • Технология бумаги и картона
  • Технология механической массы и переработка вторичного сырья
  • Оборудование предприятий целлюлозно-бумажного производства
  • Управление предприятием химической технологии
  • Системы управления химико-технологическими процессами
  • и др.

Практики

Студенты проходят практики в САФУ, выполняя экспериментальную, в том числе исследовательскую работу, на целлюлозно-бумажных предприятиях (Архангельский ЦБК, Котласский ЦБК, Сыктывкарский ЛПК, Сухонский КБК, Сокольский ЦБК, Кондопожский ЦБК, Сегежский ЦБК, Светогорский ЦБК, Полотняно-Заводская бумажная мануфактура, Балахнинская картонная фабрика, Окуловская бумажная фабрика и др.), в проектных и других организациях (Архгипробум, Андритц и др.)

Трудоустройство — где работают выпускники?

Выпускники работают на целлюлозно-бумажных предприятиях, компаниях, связанных с обеспечением работы целлюлозно-бумажных предприятий (поставка и внедрение химикатов, подбор оборудования, проектные и консалтинговые фирмы), а также на других предприятиях, требующих знаний химии и технологии:

Дальнейшее обучение

После окончания бакалавриата Вы можете продолжить обучение в магистратуре САФУ по направлению подготовки 18.04.01 Химическая технология или же освоить другое направление подготовки уровня магистратуры, например 19.04.01 Биотехнология. Аналогичные программы магистратуры по химической технологии предлагают Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна и некоторые другие вузы РФ, а также университеты Финляндии, Швеции и других стран.

Наши преимущества

Выпускающая кафедра — кафедра целлюлозно-бумажных и лесохимических производств — имеет более чем 50-летнюю историю и на сегодняшний день является одной из лучших кафедр по целлюлозно-бумажному производству в России. Кафедра имеет филиалы на АО «Архангельском ЦБК» и ООО «Сухонский КБК». Учебно-научные лаборатории кафедры оснащены всем необходимым современным оборудованием. В САФУ имеется Инновационно-технологический центр «Современные технологии переработки биоресурсов Севера», в котором студенты кафедры принимают участие в научных-исследованиях и исследовательских проектах.

Весь профессорско-преподавательский состав кафедры, а также приглашенные с производства преподаватели имеют ученые степени (кандидата или доктора наук).

Уже с первого курса студенты могут принять участие в научно-исследовательской деятельности кафедры по актуальным направлениям в целлюлозно-бумажной и лесохимической отрасли и тем самым внести свой вклад в развитие химической переработки древесины. Научные исследования можно продолжить в магистратуре и затем в аспирантуре САФУ. Высокий научный уровень в лесной отрасли подтверждает то, что САФУ издает «Лесной журнал», который индексируется самой авторитетной международной базой данных публикаций в научных журналах Web of Science. В САФУ действует совет по защите диссертаций по научной специальности 05.21.03 «Технология и оборудование химической переработки биомассы дерева, химия древесины (технические науки, химические науки)».

Кафедра целлюлозно-бумажных и лесохимических производств регулярно проводит международную научно-техническую конференцию «Проблемы механики целлюлозно-бумажных материалов», собирая лучших ученых и специалистов отрасли, а также привлекая зарубежных исследователей.

"Если Вы готовы постоянно учиться и повышать свою квалификацию, не боитесь поменять место жительства, владеете или готовы изучать иностранные языки Вы будете интересны отечественным предприятиям отрасли по всей России и даже зарубежным компаниям.

18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» (бакалавриат), профиль: «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»
Срок обучения — 4 года
Вступительные испытания: химия или физика; математика (профиль); русский язык.

фото1.jpg фото2.jpg фото3.jpg фото6.jpg фото9.jpg фото7.jpg фото5.jpg

Что я должен знать об этом направлении подготовки.

Профессия эколог у многих ассоциируется с охраной окружающей среды, хотя процесс охраны природы лишь часть современной экологии. Данная наука изучает процессы, происходящие в природе, и сложные взаимосвязи, существующие в ней. Экология — междисциплинарная наука, которая имеет массу ответвлений и при этом тесно связана с другими дисциплинами, например, такими как биология и химия. Cпрос на работников этой сферы в ближайшие годы будет стремительно возрастать.
Эколог — это специалист, от которого на предприятии зависит довольно многое, так как он:

  • занимается внедрением малоотходного и безотходного производства;
  • обеспечивает контроль над качеством сырья;
  • принимает активное участие в эксплуатации комплексов, которые являются природоохранными;
  • обеспечивает технологическую безопасность производства;
  • наблюдает за производственными процессами;
  • подтверждает экологическую безопасность всех проектов.
Уже сегодня ни одно строительство не начинает развиваться без положительного заключения экологической экспертизы. Деятельность любой компании должен контролировать эколог.

Специалист-эколог должен обладать такими личными качествами как:

  • дипломатичность, гибкость, гражданская смелость (для оспаривания действий должностных лиц, органов власти, госструктур)
  • внутренняя дисциплина
  • стрессоустойчивость
  • скрупулезность, ответственность, аккуратность
  • аккуратность (нельзя допускать ошибки)
  • аналитический склад ума
  • увлечение живой природой, способность к научному творчеству
  • умение работать в команде
  • самостоятельность
  • порядочность
  • работоспособность

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • уметь свободно разбираться в экологическом законодательстве, стандартах и нормативах
  • знание физики, химии, биологии, процессов проходящих в окружающей среде
  • иметь представление о порядке проведения экологической экспертизы
  • знать методы экологического мониторинга
  • иметь навыки компьютерного моделирования
  • разбираться в зарубежном и отечественном опыте в сфере охраны окружающей среды
  • уметь составлять необходимую отчетность и документацию по охране окружающей среды
  • владение иностранным языком (для возможности командировок или работы за границей)

Какие я буду изучать дисциплины

По данному направлению наряду с общеобразовательными и общеинженерными студенты изучают дисциплины:

  • химия окружающей среды;
  • экологический мониторинг;
  • аналитическая химия объектов окружающей среды;
  • промышленная экология;
  • техника защиты окружающей среды;
  • системы водообеспечения;
  • экологический менеджмент, экологическое аудирование и экологические риски;
  • основы токсикологии и экологического нормирования;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • экологическое право;
  • и ряд других дисциплин по специальности.

Практика

Студенты проходят практику на базе различных предприятий и организаций, осуществляющих природоохранную деятельность, в том числе:

  • Управление Росприроднадзора по Архангельской области,
  • Институт экологических проблем Севера ФИЦКИА РАН,
  • Центр лабораторных анализов и технических измерений по Архангельской области,
  • Администрация Архангельской области,
  • ОАО «Архангельский ЦБК»,
  • Двинско-Печорское бассейновое водное управление,
  • ОАО «Архангельск-геолодобыча»,
  • Национальный парк «Русская Арктика»,
  • Архангельский мусороперерабатывающий комбинат,
  • МУП «Водоканал» (г. Архангельск),
  • ОАО «ПКС-Водоканал» (г. Петрозаводск),
  • ООО «Варандейский терминал» (г. Нарьян-Мар)
  • и многие другие.

Трудоустройство — где работают выпускники

После завершения обучения выпускники могут быть приняты на работу:
в одну из государственных служб; природоохранную организацию;
на завод; в строительную компанию; в исследовательскую лабораторию;
в экоструктуру на отдельно взятом объекте; в органы контроля и надзора.

Выпускники кафедры работают на ведущих региональных и российских предприятиях и организациях:

  • Управление Росприроднадзора по Архангельской области
  • ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды»
  • ОАО Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат
  • АО «Производственное объединение «Севмаш»
  • ОАО Центр судоремонта «Звездочка»
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
  • Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области
  • Двинско-Печорское бассейновое водное управление
  • ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»
  • Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики РАН
  • Центр коллективного пользования научным оборудованием «Арктика» САФУ

Дальнейшее обучение

По окончании бакалавриата выпускники могут поступать в магистратуру по направлениям:

  • 18.04.02. «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», профиль: «Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов».
  • 05.04.06 «Экология и природопользование», профили: «Управление экологическими рисками в Арктике»; «Экологическая безопасность в Арктике».

Наши преимущества

Подготовка бакалавров и магистров по направлению «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» ведется на кафедре теоретической и прикладной химии САФУ, являющейся межуниверситетской академической кафедрой САФУ-МГУ. Межвузовская кафедра функционирует в соответствии с соглашением между САФУ имени М. В. Ломоносова, МГУ имени М. В. Ломоносова и Российской академией наук.

Многие студенты принимают активное участие в научно-исследовательской работе, участвуют в международных, российских cимпозиумах и конференциях. Направления научных исследований:

  • Разработка научных основ экологически безопасных технологий комплексной переработки растительного сырья;
  • Разработка новых высокочувствительных методов анализа экотоксикантов в процессах их трансформации в природных экосистемах;
  • Эколого-аналитический контроль и мониторинг техногенных воздействий на объекты окружающей среды;
  • Создание новых, экологически чистых методов получения биологически активных веществ из Арктических бурых водорослей.

Студенты кафедры обучаются и стажируются за рубежом, в том числе: в техническом университете г. Эмдена (Германия), в университете Осло (Норвегия), в Лапландском университете (Финляндия).

Студенты кафедры принимали активное участие в экспедиции САФУ «Арктический плавучий университет» — проект, реализуемый на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов», НЭС «Михаил Сомов». В экспедициях длительностью 25–40 дней проводились исследования современного состояния Белого, Баренцева и Гренландского морей.


Возврат к списку