Главная\ Стратегия развития

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
ПОМОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА НА 2008-2012 ГГ.

назад pdf-версия для печати

Политика в области качества (pdf, 324.6 кбайт)
Программы развития в 2008-2012 годах
Стратегия развития (pdf, 154.6 кбайт)

1. Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова на современном этапе развития

Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Российской Федерации федерального подчинения и намерен сохранить этот статус.

Являясь одним из крупнейших и наиболее динамично развивающихся вузов на Европейском Севере России, Поморский университет по большинству показателей кадрового, интеллектуального потенциала и научно–исследовательской работы, подготовки и аттестации научно–педагогических работников занимает лидирующие позиции.

В составе университета — институты, факультеты, филиалы, представительства, кафедры, научные центры, лаборатории.

Общая численность обучающихся в университете, включая студентов, аспирантов, докторантов и слушателей, — более 14 тысяч человек. Обучение ведется по 57 специальностям и направлениям. Имеется 15–летний опыт подготовки бакалавров и магистров.

Университет имеет 15 учебно–лабораторных корпусов в городах Архангельске, Северодвинске и Коряжме, в том числе спортивный корпус с плавательным бассейном, библиотеку с книжным фондом 760 тысяч экземпляров, издательство с полиграфической базой, студенческие общежития на  2,3 тысячи мест. Имеется специализированный Информационно–вычислительный центр. Действует Региональный центр оценки качества образования. Создается Региональный ресурсный патентный информационный центр как опорная структура Федерального института промышленной собственности. Университет является соучредителем Регионального центра трансфера технологий и инноваций. Развивается корпоративная информационно–телекоммуникационная сеть университета. Университет является владельцем домена второго уровня pomorsu.ru в глобальной сети Интернет, имеет свой Web–сервер. Сайт университета в сети Интернет по адресу http://www.pomorsu.ru/ организован как портал для доступа к большому упорядоченному массиву информации.

Научно–педагогическую работу в университете на штатной основе ведут более 70  докторов наук и профессоров, около 400 кандидатов наук и доцентов по 17 отраслям наук. Научно–исследовательская деятельность ведется по 21 основному научному направлению 15 отраслей наук, относящихся к ряду Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Сложился ряд научных школ, получивших всероссийскую и международную известность.

Поморский университет является одним из организаторов Поморского отделения Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России» и Поморского регионального отделения Российской академии естественных наук, инициирующих создание наукоградов в городах Северодвинске и Мирном. На базе университета создан Поморский научный центр Северо–западного отделения Российской академии образования, призванный интегрировать усилия различных учреждений и организаций Севера в сфере научных исследований в этой области.

Существенным фактором, обеспечивающим открытость, стабильность и высокое качество научно–образовательной деятельности Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова является международное сотрудничество. Реализуются договоры с вузами, научными центрами, бизнес–структурами многих стран мира, осуществляются международные проекты, магистерские программы, программы двойного диплома.

ПГУ имени М. В. Ломоносова входит в Евразийскую ассоциацию университетов, является членом университета Арктики и Трансграничного российско–финского университета. Внешняя среда в настоящее время в целом благоприятна для развития Поморского университета, что позволяет прогнозировать значительное увеличение бюджетного финансирования и привлечения инвестиций. Позитивным обстоятельством является подготовка к празднованию 300–летия со дня рождения М. В. Ломоносова.

Вместе с тем, в условиях глобализации, интеграции, интернационализации, модернизации общеевропейского образовательного пространства, в ситуации демографического спада и усиливающейся конкуренции между вузами, в новых экономических условиях деятельности высшего профессионального образования актуализируется необходимость учёта в развитии университета современных мировых тенденций в управлении вузами, создание современной учебно–лабораторной базы, формирования привлекательной университетской среды. Конструктивной поддержки требует идея создания Северного федерального университета.

Зоной стратегических интересов университета на ближайшие 5 лет является Баренцев Евро–Арктический регион.

2. Миссия Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Миссия ПГУ имени М. В. Ломоносова — Воплощая идеи Ломоносова, служить интересам России и Севера. Наш вклад в  развитие северных территорий и России в целом в рыночных условиях с учетом процессов глобализации и регионализации осуществляется посредством:

  • удовлетворения широких потребностей всех групп населения северных территорий России в знаниях, в образовательных услугах, в формировании профессиональных компетенций, в научно–образовательном обеспечении карьерного роста, повышения квалификации, в обучении и переподготовке иностранных специалистов;
  • обеспечения высокого качества всех форм образования, основанного на научных исследованиях;
  • осуществления актуальных для России и Европейского Севера фундаментальных и прикладных научных исследований, создания развитой системы подготовки и аттестации научных и научно–педагогических работников как фундамента для развития университета, региона, России.

Стратегическое видение (взгляд на 2012 год)

Поморский университет имени М. В. Ломоносова — это крупный конкурентоспособный классический университет, исследовательско–ориентированный учебно–научно–инновационный комплекс с полным циклом обучения, имеющий высокое признание в России и за рубежом, осуществляющий качественную подготовку квалифицированных специалистов международного уровня, это многофункциональный центр образования, науки и культуры в Северной Европе, стране, регионе.

Университет является вузом, решающим общие национальные задачи, готовящим высококвалифицированные кадры, способные участвовать в масштабных процессах, протекающих в Баренцевом Евро–Арктическом регионе и управлять данными процессами; позиционирующим себя как кадровый и технологический лидер в конкурентоспособных секторах экономики и социальной сферы в Архангельской области, Северо–Западном федеральном округе и России в целом; имеющим все предпосылки для реорганизации его в Северный федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

3. Стратегические направления развития поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова

3.1. Управление университетом и его структурой

Задачи:

  • расширение демократических принципов управления;
  • формирование сильной корпоративной культуры университета;
  • формирование современной кадровой политики, направленной на сохранение и развитие кадрового потенциала, на совершенствование механизма управления человеческими ресурсами;
  • оптимизация организационной и штатной структуры университета;
  • развитие системы менеджмента качества, её сертификация;
  • четкое разграничение функций, полномочий, ответственности управленческих структур университета различного уровня, повышение эффективности их деятельности;
  • совершенствование нормативно–правового и документационного обеспечения управленческой деятельности, усиление системы контроля за исполнением приказов, распоряжений, поручений.

3.2. Образовательная деятельность

Задачи:

  • укрепление позиций университета как центра подготовки высококвалифицированных специалистов в 
  • интересах личности и современного общества, основанного на знаниях и ориентированного на повышение качества жизни;
  • формирование привлекательной образовательной среды; активное продвижение на рынок образовательных услуг;
  • совершенствование внутривузовской системы качества образовательной деятельности в соответствии с российскими и международными требованиями;
  • развитие специальностей и направлений, отвечающих статусу классического университета, потребностям развития Баренцева Евро–Арктического региона и рыночному спросу;
  • развитие системы непрерывного образования: профориентационная работа, довузовская подготовка, дополнительное образование, повышение квалификации и профессиональная подготовка.

3.3. Научная деятельность

Задачи:

  • расширение спектра отраслей и специальностей подготовки и аттестации научно– педагогических работников и повышение эффективности работы этой системы с целью укрепления лидирующих позиций университета на Европейском Севере;
  • укрепление существующих и формирование новых научных школ, признаваемых в стране и за рубежом;
  • развитие системы и повышение уровня научных исследований, направленных на развитие Приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации и реализацию научных программ и проектов в области северного регионоведения;
  • формирование издательской политики университета;
  • создание в университете системы защиты интеллектуальной собственности;
  • развитие инфраструктуры для  проведения современных научных исследований; совершенствование системы научно–исследовательской работы студентов.

3.4. Инновационная деятельность

Задачи:

  • создание в университете научно–образовательной инновационной среды;
  • разработка новых программных продуктов и новых материалов для экономики и социальной сферы;
  • создание системы внедрения результатов научно–исследовательских работ в образовательный процесс;
  • инициирование институциональных преобразований научно–образовательного пространства Европейского Севера;
  • развитие взаимовыгодного сотрудничества с научно–исследовательскими и проектными организациями, промышленными и иными предприятиями в целях совместного решения научно–технических задач и внедрения разработок;
  • участие университета в инновационно–образовательных программах.

3.5. Социально–ориентированная деятельность и воспитательная работа

Задачи:

  • формирование социальной ответственности университета с позиции всех заинтересованных сторон;
  • повышение роли общественных институтов в управлении университетом;
  • расширение социальной инфраструктуры университета;
  • формирование качественно новой социально–воспитательной среды, обеспечивающей
  • соответствие стандартам жизнедеятельности, реализацию программ социальной защищенности, развитие здорового образа жизни сотрудников и обучающихся;
  • создание достойных условий проживания в общежитиях, организации быта и отдыха, занятий физкультурой и спортом студентов и сотрудников университета.

3.6. Международная деятельность

Задачи:

  • укрепление и расширение со­трудничества с ведущими зарубежными университетами, другими учебно–научными центрами, международными образовательными ор­ганизациями;
  • развитие взаимодействия с международными партнерами по вопросам обеспечения качества подготовки специалистов;
  • расширение академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников;
  • разработка программы, стимулирующей сотрудничество структурных подразделений университета с зарубежными вузами, центра­ми, лабораториями и учеными;
  • создание условий для экспорта образовательных услуг;
  • расширение спектра международных научных программ и проектов, реализуемых в рамках Болонского процесса, Европейского пространства научных исследований и Баренцева Евро–Арктического региона.

3.7. Деятельность по информатизации

Задачи:

  • повышение количественного и качественного уровня оснащенности университета средствами информатизации и реализации новых образовательных технологий;
  • обеспечение доступности образовательных и научных информационных ресурсов для преподавателей, сотрудников и студентов с помощью телекоммуникационных сетей;
  • создание и поддержка средствами информационных технологий полноценного образа университета;

3.8. Ресурсное обеспечение и материально–техническое развитие

Задачи:

  • обеспечение инвестиционно привлекательного имиджа университета;
  • увеличение финансирования из различных источников за счет расширения спектра предлагаемых образовательных, научно–исследовательских и других видов услуг;
  • внедрение механизмов бюджетирования;
  • разработка и внедрение единой маркетинговой политики университета;
  • развитие и укрепление материально–технической базы;
  • реализация планов по строительству зданий научной библиотеки и нового студенческого общежития в рамках подготовки к юбилею М. В. Ломоносова.

4. Механизмы реализации стратегии развития Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова

  • целевые программы развития университета по основным стратегическим направлениям;
  • распределение ответственности за реализацию программ развития университета по основным направлениям стратегии развития;
  • планирование деятельности структурных подразделений университета по основным направлениям стратегии развития;
  • систематический мониторинг основных и вспомогательных процессов по критериям и показателям деятельности университета и критериям государственной аккредитации;
  • ежегодные отчеты по основным видам деятельности и принятие решений о корректировке и управлении выявленными несоответствиями;
  • бюджетирование, ориентированное на результат.
Дата обновления: 8.12.2009