Главная\ События\ Ломоносов - 300\ Биография М. В. Ломоносова

БИОГРАФИЯ М. В. ЛОМОНОСОВА

назад pdf-версия для печати

«По своей и божьей воле…»

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

        Н. А. Некрасов

Детство и юность

На Северной Двине недалеко от села Холмогоры находится много островов. На самом большом из них — Курострове — расположилось село Ломоносово. Так оно называется сегодня, а 300 лет назад на его месте находилось несколько небольших деревень. В одной из них, деревне Мишанинской, в семье Василия Дорофеевича Ломоносова 8 (19) ноября 1711 года родился сын Михаил.

Семья Ломоносовых не была бедной. У Василия Дорофеевича было небольшое парусное судно — гукор, на котором можно было перевозить грузы или отправиться в море на промысел морского зверя и рыбы. Это и приносило основной доход большинству поморов. Мальчиков в поморских семьях рано приобщали к этому нелегкому труду — поэтому уже с десятилетнего возраста Михайло Ломоносов ходил с отцом в море. Кроме того, у Михайлы просто не было другого выхода, как всё время ходить в море с отцом — в 1720 г., когда мальчику было 9 лет, умерла его мама.

Михайло был рослым и сильным не по годам и стал хорошим помощником отцу. Часто бывали отец и сын по торговым делам в Архангельске, где было много интересного для любого мальчишки — торговые ряды, иностранные корабли, говорящие на других языках чужестранцы. Михайле было интересно всё — с самого детства мальчик обладал необычайной любознательностью и наблюдательностью. Его занимали природные явления, звездное небо, морские обычаи. Михайло понимал, что ответы на многие вопросы может дать книжная наука, а для этого надо учиться грамоте.

Василий Дорофеевич тоже понимал, что грамотный человек удачнее ведёт свои дела, поэтому он договорился с дьячком местной церкви Н. Сабельниковым, что тот будет учить его сына грамоте. Михайло учился с удовольствием и всё схватывал очень быстро. Вскоре он уже читал быстрее и знал больше, чем другие мальчики, которые учились вместе с ним. 

Теперь уже неизвестно, где и как, но ему удалось раздобыть две самые известные тогда учебные книги — «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого. Позже, уже будучи известным ученым, Ломоносов назвал эти книги «вратами своей учености».

Между тем, жизнь Михайлы не была легкой. И не потому, что приходилось много и тяжело трудиться на промысле и дома — к труду поморские ребята с детства были привычные. Михайло чувствовал себя плохо в родном доме — отец привел в семью новую жену. Мачеха очень строго относилась к пасынку, её сердило, что мальчик много времени проводит за книгами вместо того, чтобы помогать по хозяйству. Чтение казалось ей совершенно пустым занятием. А Михаил уже просто не представлял себе жизни без книг и учения. Сельские ребята тоже не понимали подростка, который свободное время проводил в одиночестве, за книгами. Может, уже тогда, Михаил Ломоносов впервые задумался о том, чтобы отправиться учиться дальше — может, в саму Москву? Тем более, дома, на Севере не было такой возможности.

Но как осуществить свою мечту? Нужно было получить паспорт, потому что без него простому человеку в то время передвигаться по дорогам страны было просто невозможно. Нужно было раздобыть денег, хотя бы на первое время. И самое главное — как сказать об этом отцу? Михаил — единственный сын Василия Дорофеевича, наследник, который должен был продолжить его дело. Он никогда не даст разрешения уйти.

Но вскоре сам отец невольно подтолкнул Михаила к принятию окончательного решения. В 1730 г. Ломоносову исполнилось 19 лет — вполне зрелый по тем временам возраст, чтобы жениться и создать собственную семью. И Василий Дорофеевич даже невесту сыну нашел — дочь хорошего человека из Колы. Это положило конец всем сомнениям Михаила. Земляки помогли ему сделать паспорт, одолжили денег. Скорее всего, делалось всё это втайне от отца. Осенью 1730 г. с обозом, который вез в Москву на продажу рыбу, Михайло отправился в путь. Он еще не знал, что навсегда покинул Север.

Годы учения

В январе 1731 года рыбный обоз прибыл в Москву.

У Михайлы не было никакого определенного плана, в какую школу податься. И сначала он попал в Школу математических и навигацких наук, в которой готовили будущих морских инженеров. Но оказалось, что в этом заведении не учат латыни. А латынь тогда была языком науки — на ней преподавали в университетах и писали научные труды. Поэтому Ломоносов решил поступить в  Славяно-греко-латинскую Академию. Но туда не брали крестьянских детей! Чтобы осуществить свою мечту Михайло вынужден был солгать: при поступлении, на беседе с ректором Академии, сказал, что он сын холмогорского дворянина. Руководство Академии почему-то не удосужилось проверить эти данные, и Ломоносов стал студентом.

В Академии нужно было проучиться в восьми классах, которые имели не номера, а названия — фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословие.

Ситуация, в который оказался Михайло Ломоносов, может быть, отпугнула бы от учебы любого другого юношу — в первом классе он был самым старшим. Девятнадцатилетний парень среди 10-12 летних ребят! Но Михайло не обращал внимания на насмешки — он целиком погрузился в учёбу. За 1 год он прошел программу первых трех классов, в следующий — еще двух, и в 1735 году уже учился в классе философии. В Заиконоспасском монастыре, где располагалась Академия, была хорошая библиотека, и Михаил много времени проводил там за чтением.

Жить ученикам Академии приходилось трудно, особенно тем, кто не имел помощи от семьи. В год студенты академии получали десять рублей на все свои расходы. А в день получалось — 3 копейки, или алтын, как тогда называли эту монетку. Позже Ломоносов вспоминал, что «имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Приходилось скитаться по углам, жить в самых дешевых комнатах, вместе с дворовыми людьми и слугами. Скорее всего, и в годы учёбы Михайло чувствовал себя одиноким, так ни с кем и не сдружившись.

В Академии много внимания уделяли языкам и гуманитарным наукам, а Михаил все больше чувствовал интерес к естествознанию, к наукам о Земле, к познанию законов живой и неживой природы. И шанс заняться новыми науками скоро появился. Осенью 1735 года правительство попросило руководство Академии отобрать 20 лучших учеников для продолжения обучения в Петербургском университете при Академии наук. Удалось собрать только 12, в их числе оказался и Михаил Ломоносов.

В январе 1736 года московские студенты приступили к занятиям в Петербурге. Ломоносов занимался математикой и физикой. А однажды в одной из книжных лавок он увидел только что изданную книгу литератора Василия Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Как можно было удержаться и не купить! Так в жизни молодого Ломоносова появилось новое увлечение — поэзия и стихосложение.

Осенью того же года в его судьбе произошёл новый поворот.

В России в то время быстро развивалась горнодобывающая промышленность, а специалистов горного дела не хватало. Академия наук добилась разрешения послать за границу, в Германию, трёх способных студентов для изучения «рудного дела». В число этих трёх попал Ломоносов. Так, осенью 1736 года началась заграничная учёба Михаила Ломоносова.

Сначала русские студенты прибыли в город Марбург, где в это время самым известным преподавателем и ученым был Христиан Вольф, замечательный математик и физик. Сперва Ломоносов и его товарищи усиленно занялись немецким языком, чтобы свободно слушать на нём лекции и читать научные труды, одновременно изучали математику. Изучив язык, с головой окунулись в физику.

Учась в Германии, студенты из России должны были посылать в Петербургскую Академию наук свои отчеты о научных занятиях. Это были теоретические работы, которые называли диссертациями. Ломоносов подготовил две диссертации и обе посвятил проблемам физики.

В Марбурге Ломоносов влюбился в 16-летнюю Елизавету Христину Цильх, дочку квартирной хозяйки. Ему было уже 25 лет, но жениться Ломоносов не спешил — да и как создавать семью, если сам живешь на государственное содержание?

Между тем, в 1739 году троих русских студентов отправили для продолжения учёбы в город Фрейберг в Саксонии, где они должны были заняться минералогией и горным делом. Но в следующем году Ломоносов самовольно покинул Фрейберг. Почему? Будучи во Фрейберге, Ломоносов узнал, что в Марбурге Елизавета родила дочь. Помогать любимой и ребенку он был не в состоянии. Ему самому едва хватало на жизнь — в тот год правительство резко урезало денежное содержание своих студентов в Германии. Занимаясь горным делом, Ломоносов не испытывал того увлечения и интереса, которое у него вызывала теоретическая физика и химия. Не складывались отношения и с наставником во Фрейберге — профессором Генкелем. В общем, причин было много, и в какой–то момент Ломоносов понял, что просто не может здесь больше оставаться.

Ломоносов попытался разыскать русского посланника в Саксонии — только он помог бы вернуться в Россию. Но безуспешно. У него оставался только один дом — в Марбурге. Туда он и вернулся в мае 1740. В том же месяце Михаил Ломоносов обвенчался с Елизаветой Цильх.

В Германии Ломоносов прожил еще год, и только в июне 1741 года вернулся в Россию, оставив в Марбурге дочь и жену, которая уже ждала второго ребенка.

Академия наук

8 (19) июня 1741 года в кабинете всесильного начальника Академической канцелярии И. Д. Шумахера появился высокий молодой человек. Это был Михаил Ломоносов, получивший образование в России и Германии, владевший иностранными языками, написавший несколько интересных научных работ, готовый сразу же приступить к работе.

Академия простила Ломоносову «побег» из Германии, и поручила ему для начала заняться каталогом камней и окаменелостей, хранившихся в Кунсткамере. Для жилья Ломоносов получил две небольшие комнаты в доме, принадлежавшем Академии наук, на Васильевском острове.

Конечно, составление каталога — это было совсем не то, чем хотелось заниматься Ломоносову. Да и положение его а Академии оказалось довольно странным — он по–прежнему числился студентом, и ему даже не было назначено жалованье! Между тем, Ломоносов продолжил занятия физикой и подготовил несколько работ — описание солнечной печи, «Физико-химические размышления о соответствии серебра и ртути», «Первые основания горной науки», «276 заметок по физике и корпускулярной философии».

Только в январе 1742 года Ломоносову удалось добиться изменения своего положения — его назначили адъюнктом физического класса.

В 1743 году в Петербург приехала Елизавета с детьми Екатериной-Елизаветой и Иваном. И Ломоносовы начали жить настоящей семьёй.

В последующие годы Михаил Ломоносов много внимания уделял исследованиям по физике и химии, с интересом изучал грозовые явления. В это же время он написал два стихотворения, которые могут считаться шедеврами научной поэзии — «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».

В 1745 году М. Ломоносову было присвоено звание профессора химии. Это означало, что Ломоносов стал академиком. Это было важное событие не только в жизни и научной карьере Ломоносова, но и в жизни всей России. Дело в том, что с самого основания Академии наук академиками в ней становились приглашенные иностранные ученые. (Помните, Академия решила обучать 20 студентов, а набралось только 12? Учиться в Германию отправили только троих!).

Став профессором химии, Ломоносов стал добиваться создания химической лаборатории. Химию, как и другие естественные науки, нельзя изучать только по лекциям и книгам. Химикам нужны условия для проведения экспериментов. Лаборатория была построена в 1748 году, в отдельном здании недалеко от дома Ломоносова. В химической лаборатории Ломоносов начал опыты по изготовлению цветных стекол, создавал и испытывал заменители для красок, которые пока ввозили из-за границы, искал состав для получения фарфора, рецепт изготовления которого был известен в Германии, но хранился в секрете. Вскоре к работе стали активно привлекать студентов. Так у Ломоносова складывался свой круг учеников.

Много времени потратил Ломоносов на перевод на русский язык учебников по физике и химии. Иначе получалось, что в университете при русской Академии наук русские студенты читают научные книги и слушают лекции на немецком или на латыни. А с 1746 года Ломоносов сам стал читать лекции на русском языке.

В 1747 году Ломоносов с семьёй перебрался в новую квартиру из 5 комнат, одну из которых он сделал своим кабинетом. В этом кабинете позже появился электроскоп — электрическая машина, соединенная проволокой с наружным шестом — с её помощью можно было изучать атмосферное электричество.

В эти же годы Ломоносов увлекся историческими исследованиями. Он даже получил несколько исторических работ для написания отзыва. Его по-прежнему интересовала литература — по поручению канцелярии он даже написал две пьесы, которые были поставлены в придворном театре.

В 1752-1754 гг. М. В. Ломоносов прочитал студентам новый курс, который он сам разработал — физическую химию. Так было положено начало развитию этой науки в России.

В 1752 году исследования стекла принесли необычные плоды — из цветных прозрачных и непрозрачных стекол Ломоносов сложил мозаичную картину с изображением Мадонны. Ломоносов считал, что это искусство надо обязательно развивать дальше и обратился в Мануфактур-коллегию с просьбой выдать ему в долг деньги на строительство стекольной фабрики. Вскоре это разрешение он получил, и занялся организацией своего предприятия в деревне Усть-Рудица недалеко от Петербурга. При этом открылся новый талант Ломоносова — он оказался хорошим организатором производства. На фабрике изготавливали смальту и мозаичные картины, бисер и другие изделия из стекла. Для того, чтобы сократить ручной труд, была установлен гидравлический привод, который приводился в действие водяной мельницей. Помимо мастерских и печей, во владении Ломоносова были построены мельница и лесопилка. Но даже здесь Ломоносов оставался истинным учёным — над всеми постройками возвышалась метеорологическая лаборатория, в которой велись наблюдения за погодой.

Московский университет

Хотя академический университет и гимназия в Петербурге продолжали работать — студенты учились, профессора учили и занимались наукой — состояние их оставалось довольно плачевным. Студенты, конечно, занимались, но — от случая к случаю. Профессора учили, но — в не приспособленных для занятий помещениях. В России XVIII века молодым людям, чтобы сделать карьеру, важно было не только получить образование, но и определенный чин. А выпускники университета не получали никакого чина. Поэтому столичные дворяне не особо часто отправляли своих сыновей учиться в университет.

У Ломоносова все сильнее крепло убеждение, что университет надо открывать в Москве, где было много небогатых дворян и представителей других сословий. Своими мыслями Ломоносов не раз делился с графом Шуваловым. Летом 1754 граф составил записку об открытии будущего университета и, видимо, познакомил с ней Ломоносова. Михаил Васильевич горячо поддержал идею университета и даже подготовил собственный проект.

После ознакомления с проектом нового учебного заведения императрица Елизавета Петровна подписала 25 января 1755 года (по новому стилю), в День св. Татьяны по православному церковному календарю, указ об основании Московского университета. В университете было открыто 3 факультета: философский, медицинский и юридический. Сначала все студенты должны были получать подготовку на философском факультете, а потом продолжать учёбу или на медицинском, или на юридическом, или учиться и дальше на философском.

М. В. Ломоносов мечтал о том, чтобы в университете могли учиться не только дети дворян, но и выходцы из других сословий. «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды», — говорил он. 

Именно в типографии нового университета начали печатать собрание сочинений М. В. Ломоносова. Первый том вышел в 1757 г. Его украшал единственный выполненный при жизни Ломоносова портрет.

Последнее десятилетие

Между тем, в жизни Ломоносова происходили и неприятные события. В 1754 г. Ломоносов ждал, что премию в области химии Академия наук присудит ему. Но этого не произошло, и Ломоносов заявил, что готов оставить кафедру химии. Академики приняли его отставку.

Дела на стекольной фабрике, как казалось сначала Ломоносову, шли хорошо. Но всё-таки ученому-академику не хватало опыта в финансовых и торговых вопросах. С каждым днём становилось ясно, что вместо ожидаемого дохода фабрика приносит лишь убытки. Нехватка денег омрачала жизнь Ломоносова.

Несмотря на то, что Москве начал свою деятельность новый университет, Ломоносов всеми силами старался поддержать и университет в Петербурге, хотя в нём училось не более 17-18 студентов. В 1760 г. Академия передала университет под единоличное руководство Ломоносова. Ломоносов опекал студентов, следил за их успехами в учёбе, нашел для занятий более удобные помещения на Васильевском острове.

Несмотря на обилие разных дел и забот, Ломоносов всё остававшееся от них время отдавал науке: занимался физикой, историей, литературой, астрономией, горным делом.

В 1761 году весь учёный мир готовился наблюдать редкое явление — прохождение Венеры по диску Солнца. 26 мая (6 июня) Ломоносов наблюдал это явление в своей домашней обсерватории с помощью «зрительной трубы». Итогом этого наблюдения стало открытие существования атмосферы у Венеры.

В 1761 году умерла императрица Елизавета, которая покровительствовала Ломоносову. После недолгого царствия Петра III, престол заняла его жена Екатерина II.

Расстроенный и чувствовавший себя больным учёный написал императрице письмо с просьбой об увольнении с академической службы. Императрица сначала подписала просьбу, а затем отменила свой указ. Ломоносов остался в Академии.

В 1763 году другая российская академия — Академия художеств — за мозаичные картины избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. Своим почетным членом Ломоносова избрали Академии наук Швеции и Болоньи.

Последними помыслами Ломоносова стали планы организовать экспедицию по Северному Ледовитому океану вдоль берегов Сибири — идея найти северный путь на Дальний Восток, к Тихому океану, уже давно казалась ему привлекательной.

В феврале 1762 года впервые стало известно, что Ломоносова одолевает какая-то тяжелая болезнь — он целый год не появлялся в обществе и почти совсем не занимался делами. Окончательно его душевные силы были сломлены, когда он узнал, как легко новая императрица подписала его прошение об отставке, пусть даже потом и передумала. В феврале 1765 года Ломоносов снова слёг. На этот раз болезнь осложнилась тяжелой простудой, и в 4 (15) апреля 1765 года Михаил Васильевич Ломоносов скончался у себя дома. На 4-й день его похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

 

О.Ю. Образцова «По своей и божьей воле...» // Уроки с Ломоносовым: учебное пособие для учащихся 7-9 классов / сост. Е.Н.Старостина, О.Ю. Образцова; Поморский гос.ун-т им. М. В. Ломоносова. — Архангельск : Поморский университет, 2009. — С. 21-32.

Дата обновления: 16.02.2010