КОРОТКО О ГЛАВНОМ

назад pdf-версия для печати

«Обеспечение большого количества счастливых и удовлетворенных потребителей, кто бы они ни были: студенты, их родители, выпускники, профессора и преподаватели или работодатели, - должно быть первичной целью обеспечения качества»

(Ralf G.Lewis, Douglas H. Smith, Total Quality in Higher Education.- St. Lucie Press, 1994. – 330 pp .)


Качество образования в современных условиях является одной из тех важнейших характеристик, которая определяет конкурентоспособность, как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом. Качество призвано помочь ВУЗу выйти на дорогу устойчивого развития, сберечь и приумножить его потенциал, обеспечить процветание каждому человеку и региону в целом. Именно поэтому задача обеспечения качества занимает одно из центральных мест в образовательных реформах развитых стран мира, выступая одновременно целью их проведения и важнейшим критерием успеха принимаемых мер. Актуальность задачи определяется рядом объективных причин, которые отражены в документах европейского значения, в частности – в Болонской декларации.

Понятие качества и практические меры по его повышению подразумевают развитие в сторону все более полного соответствия деятельности потребностям общества и личности : социальным, экономическим, культурным. Поэтому мерилом качественного уровня деятельности организации считается увеличение её вклада в развитие общества, в его человеческий потенциал.

Менеджмент качества – это эффективное управление всеми аспектами деятельности ВУЗа, позволяющее обеспечивать качественные услуги, удовлетворять все требования и пожелания потребителей, а значит, и удерживать и даже расширять рыночную нишу, занимаемую ВУЗом.

Составляющие менеджмента качества: планирование, обеспечение, управление, улучшение.

Менеджмент качества основан на восьми принципах:

  • Ориентация на потребителя;
  • Лидерство;
  • Вовлечение персонала;
  • Процессный подход;
  • Системный подход;
  • Непрерывное улучшение;
  • Принятие решений на основе фактов;
  • Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

В российских ВУЗах осознание значимости системы качества происходило постепенно, процесс не закончился до сих пор. ВУЗы разделились на группы: активно создающие систему менеджмента качества (далее СМК) и собирающиеся её создавать. Инициатива процессов осмысления и построения СМК проявляется с двух сторон – снизу (из ВУЗов) и сверху (из Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ).

Так, на необходимость решения задачи обеспечения единого понимания качества нацеливало ещё в 1999 году содержание приказа МО РФ № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения» , где был введен показатель государственной аккредитации: «Внутривузовский механизм гарантии качества образования». В 2005 году содержание показателя изменилось, как представляется, в сторону «ужесточения». В дальнейшем при проведении комплексной оценки деятельности образовательных учреждений Управление лицензирования, аттестации и аккредитации будет придавать большое значение созданию внутривузовской системы качества, действующей в высшем учебном заведении. Так, модуль сбора данных 2005 года для ВУЗов содержит показатель государственной аккредитации « Сертифицированная система контроля качества », предполагающий ответы на следующие вопросы:

  • наличие СМК (да/нет),
  • наименование стандарта ( ISO 9001(ГОСТ Р ИСО 9001),
  • сертифицировавший орган.

Для того, чтобы создать СМК и приблизиться к возможности её сертификации, необходимо, как минимум, решить следующие задачи:

  • С целью выявления степени удовлетворенности уровнем теоретической и практической подготовки специалистов провести мониторинг будущих потребностей заинтересованных сторон в специалистах разных профилей, рынка образовательных услуг в регионе, мнения руководителей и сотрудников крупных и средних организаций, где работают выпускники ПГУ.
  • Сформулировать миссию, видение, стратегию, политику и цели ВУЗа в области качества. Развернуть политику и стратегию на все уровни управления ВУЗом.
  • Разработать общий алгоритм создания и внедрения системы менеджмента качества ВУЗа;
  • Обучить персонал ВУЗа (высшее руководство, руководителей подразделений, профессорско-преподавательский состав, сотрудников университета). Назначить представителя руководства по качеству и уполномоченных по качеству в подразделениях.
  • Описать и проанализировать организационную структуру ВУЗа
  • Определить и описать основные и обеспечивающие процессы университета, определить последовательность и результативность (эффективность) взаимодействия процесов, с указанием функций и задач всех подразделений, входящих в СМК, а так же других подразделений, оказывающих прямое или косвенное воздействие на качество этих процессов. Разработать план по устранению несоответствий и улучшению процессов.
  • Определить ответственность и полномочия руководителей (владельцев) процессов ВУЗа, с целью повышения согласованности работ.
  • Упорядочить процессы в университете, определить измеряемые параметры и характеристики качества процессов и результатов , методики их измерения и сбора информации, виды записей.
  • Уточнить, актуализировать и упорядочить существующую документацию. Разработать недостающие и ввести в действие новые нормативные документы по различным вопросам управления процессами (учебным, научным, воспитательным и т.д.). Разработать документацию СМК университета, включая Руководство по качеству университета, Документированные процедуры, Стандарты организации, Положения, Положения о подразделениях, Должностные инструкции, Инструкции.
  • Подготовить к внедрению документацию СМК:
    1. Рассылка и ознакомление персонала с документацией СМК.
    2. Обучение персонала работе согласно документации СМК.
  • Внедрить документацию СМК:
    1. Апробация документации СМК.
    2. Осуществление процессов в соответствии с документацией СМК, ведение записей.
  • Проводить самооценку деятельности ВУЗа и его структурных подразделений. Выявить и проанализировать сильные и слабые стороны деятельности университета в области качества.
  • Проводить внутренние аудиты СМК университета
  • На основе аудитов разрабатывать корректирующие и предупреждающие действия и выполнять их. Вносить предложения по улучшению деятельности университета.
  • Выбрать орган по сертификации. Подать заявку на проведение сертификации.
  • Прохождение сертификации и получение сертификата на СМК университета.
  • Поддерживать результативное (эффективное) функционирование университета.

Проделанная работа должна привести к чёткому взаимодействию всех структур и подструктур университета во имя качества, к повышению результативности (эффективности) действий каждого сотрудника (будь то методист, преподаватель, декан, студент т.д.). Это не революция, а эволюция, направленная на улучшение деятельности университета.

Дата обновления: 15.07.2009