НОВОСТИ

 

Великие соотечественники: Михаил Ломоносов

На научно-популярном портале ученых Балтийского федерального университета им. И.Канта опубликована статья из серии «Великие соотечественники».

Она посвящена первому российскому академику Михаилу Васильевичу Ломоносову. Статья http://intellika.info/publications/924/ отражает биографические данные, а также многогранную деятельность великого русского ученого и государственного деятеля, красочно проиллюстрирована.

19 ноября 2011 года в нашей стране отмечается юбилей – 300 лет со дня рождения гениального ученого – Михаила Васильевича Ломоносова. Это важное событие для каждого гражданина России, для укрепления его национального самосознания. Каждый человек имеет фундаментальную потребность – сознавать, что он не листок, гонимый ветром, не «пыль на ветру», что он принадлежит к великому, талантливому народу, является частицей могучего потока истории. Жизнь и деяния Михаила Васильевича Ломоносова на протяжении столетий служили образцом для новых поколений русских людей, стремившихся к знаниям, оставивших свой след в мировой науке.

У многих наших соотечественников сложилось мнение, что Михаил Васильевич Ломоносов каким-то чудом из глухих архангельских лесов вышел и в 16 лет приступил к образованию. Это зачастую казалось настолько невероятным, что появлялись легенды, статьи и даже диссертации, в которых доказывалось, что Ломоносов вовсе не сын помора Василия Дорофеевича Ломоносова, а внебрачный сын самого Петра I, который бывал в тех местах, хотя на самом деле царь посещал северные земли за несколько лет до рождения Михаила Васильевича.

Кроме того, данная версия не объясняет, почему Холмогоры – это малая родина первых русских академиков, землепроходцев. Помимо М. В. Ломоносова уроженцами Холмогор являлись П. И. Рычков (1712 – 1777) – металлург, топограф, естествоиспытатель, член Вольного экономического общества, В. В. Крестинин (1729 - 1795), историк, общественный деятель, сын «первостатейного купца» Холмогор, А. И. Фомин (1733 – 1801), историк, путешественник, выдающийся деятель народного образования, давший первое научное описание Белого моря. Федот Алексеевич Попов (? -1648), вместе с Дежнёвым открывший пролив между Америкой и Азией.

Чтобы понять это, присмотримся внимательнее к тому, как протекала хозяйственная жизнь в Поморье.

Прежде всего, отметим, что Север нашей Родины не знал крепостного права, здесь сохранялось и эффективно функционировало крестьянское самоуправление. Суровая северная природа вырабатывала крепкие характеры, настойчивость, предприимчивость, смелость и независимость, умение работать в коллективе, свято следуя принципу: «Сам погибай, а товарища выручай».

Холмогоры стоят на берегу Северной Двины, против Вычуги. Здесь русские мастера строили корабли, а потому было множество мастерских, где работали плотники, столяры, изготовляя деревянные части кораблей. В других мастерских отливали, ковали металлические детали. Здесь же шили паруса, делали канаты, варили смолу. Это был крупнейший русский промышленный район. Неудивительно, что интерес к технике, а затем и науке пробудился у немалого числа молодых людей, в том числе и у тех, кто в дальнейшем прославился на всю Россию.

Поскольку Архангельск был важным портовым городом, через который шла международная торговля, доставлявшая в конце XVII века 60% поступлений в государственную казну, то уровень грамотности населения в данном районе был достаточно высок, а потому и книги, в том числе научные, не являлись редкостью.

Если говорить о предках М. В. Ломоносова, то ещё во времена Ивана Грозного имеются сведения о поморской семье Ломоносовых. Дед Михаила Васильевича Дорофей Леонтьевич и его брат Лука Леонтьевич трудились в промысловой артели, добывали рыбу и морского зверя. Лука Леонтьевич был старшим в артели, кормщиком, т. е. выводил артель в море на промысел. Это значит, что он хорошо знал районы промыслов, пути к ним, был знаком с навигацией.

Отец М. Ломоносова Василий Дорофеевич имел рыбные промыслы на Мурманском берегу и плавал со своей артелью и сыном на судах собственной конструкции. Он был талантливым кораблестроителем и впервые создал мореходное судно типа галиота. Эти суда вследствие неглубокой осадки ходили не только по морю, но и по Двине. Конструкция была настолько удачной, что в дальнейшим такого рода суда широко распространились на Ладожском и Онежском озерах, ходили по Неве и Финскому заливу. Кораблестроительный талант Василия Дорофеевича Ломоносова своей основой имел сложившееся в течение столетий поморское судостроение. Так что не совсем точно, даже совсем неточно отсчитывать историю российского кораблестроения от 1696 года.

Из тех же краёв, из села Молотниково, происходил и один из любимых учеников Ломоносова, первый русский профессор медицины Константин Иванович Щепин. Между прочим, в его родном селе ему установлен памятник.

Так что Поморье было местом деятельности энергичных, инициативных людей.

Итак, 19 ноября 1711 года в семье Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урожденной Сивковой, родился сын Михаил. Это случилось в деревне Мишанинская, которая позже слилась с Денисовкой, а сейчас называется Ломоносово. Это совсем рядом с Холмогорами.

Как было принято, в первые годы жизни мальчика с ним занималась его мама. И подобно тому, как в биографиях великих людей отмечается исключительно сильное влияние матери, так и о Михаиле Ломоносове можно сказать, что, несмотря на то, что он рано, в 10 лет потерял мать, именно она заложила нравственные основы – добросердечность, доброжелательность, деятельную отзывчивость. От неё же поэтическое дарование Ломоносова, эстетические идеалы, художественный вкус. Колыбельные песни, сказки, поговорки, которые он слышал от своей мамы, заложили основы редкостного чувства языка, чуткости к родной речи. А в дальнейшем эта лингвистическая одаренность выразилась и в легкости освоения иностранных языков.

Трепетную любовь к матери и глубокое уважение к отцу Михаил Ломоносов сохранил на всю жизнь.

Отец рано начал приобщать сына к своему делу, брать его на промысел. На галиоте «Чайка», сконструированном Василием Дорофеевичем юный Михаил Ломоносов побывал и на Двине, и на Белом море, и в Северном Ледовитом океане. Плавания в северных морях – дело весьма нелегкое, требующее выносливости, умений, знаний. Рядом с отцом Михаил Ломоносов окреп физически, развилась его любознательность. Впечатления детства в более поздние годы воплотились в его стихах и в направлении научных интересов.

Вот его строки, посвященные красоте родного Севера:

Достигло дневное до полночи светило,

Но в глубине лица горящего не скрыло,

Как пламенна гора казалось меж валов

И простирало блеск багровый из-за льдов.

Среди пречудныя при ясном солнце ночи

Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.

Изучение природы северного сияния, конечно, опирается на впечатления детства. Именно М. В. Ломоносов первым указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту.

В трудах по метеорологии Ломоносов первым высказал гипотезу, впоследствии подтвердившуюся о вертикальных течениях в атмосфере. А истоки этих исследований все в том же детстве, когда он размышлял и задавал вопросы о холоде и тепле. Оттуда же, из плаваний с отцом и тема его исследования о морских льдах, об образовании айсбергов. Даже представления об истории, о преобразователе России Петре Великом родом из детства, из рассказов моряков-поморов о войне со шведами, о строительстве военных и торговых кораблей на северных верфях, ведь известно, что мальчиком Михаил Ломоносов с отцом побывал на верфях и с восторгом наблюдал спуск корабля на воду.

Большой интерес вызвали у него и поморские солеварни на Белом море, он изучил процесс получения соли, и эти юношеские впечатления стимулировали постоянное внимание Ломоносова к российской промышленности.

«Вратами учености» называл Ломоносов книги, которые тщательно изучил в родительском доме. Это «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого.

Необходимо сказать, что «Арифметика» Магницкого – это своего рода математическая энциклопедия того времени, включающая в себя не только обширный материал по арифметике, алгебре и геометрии, но и рассматривающая многочисленные приложения к военному делу, к технике. Кроме того, «Арифметика» содержала немало сведений по естествознанию. Добавим также, что в этой книге были помещены стихи самого Магницкого, что при любви Ломоносова к поэзии придавало особое очарование математическому учебнику. А благодаря изучению «Грамматики» и «Стихотворной псалтыри» Симеона Полоцкого Михаил Ломоносов к 14 годам писал грамотно и красиво в литературном отношении.

Имея страстное стремление к познанию нового Ломоносов не смог ограничиться теми возможностями, которые предоставлял ему поморский край, и в начале декабря 1730 года он с рыбным обозом ушел в Москву. В январе 1732 года поступил в Славяно-греко-латинскую академию, первое высшее учебное заведение, созданное в Московском государстве. Вспоминая о времени учения, М. В. Ломоносов писал: «Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку кваса, остальное на бумагу, на обувь и другие нужны. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

Вот так формировался характер, а соединение сильного характера с природными дарованиями и умением трудиться порождает гениальность.

Способности и упорство Ломоносова были замечены, и в числе 12 лучших учеников он был направлен в Петербург. Стране были крайне необходимы специалисты по горному делу, поэтому трех студентов – Ломоносова, Виноградова (будущего создателя знаменитого русского фарфора) и Рейзера отправили за границу для обучения горному делу и изучения общего курса наук.

Михаил Ломоносов прибыл в Марбургский университет, где в это время преподавал выдающийся ученый Христиан Вольф. Христиан Вольф испытал сильное воздействие Лейбница, с которым был лично знаком. Лейбниц же был тем ученым, с которым Петр I обсуждал проект Российской Академии наук. И сам Вольф встречался с русским императором, эта встреча на каждого из них произвела большое впечатление, и Х. Вольф впоследствии принимал участие в организации Российской Академии наук.

В Марбургском университете Х. Вольф преподавал 16 дисциплин, все его занятия посещал Ломоносов, которого немецкий ученый считал самым выдающимся своим студентом, о чем сообщал в письмах в Петербург.

А несколько раньше у Вольфа учился Мартин Кнутцен, который стал профессором Кенигсбергского университета. Именно М. Кнутцен пробудил в И. Канте глубокий интерес к естествознанию, что оказало решающее воздействие на теоретическую философию Канта.

Можно сказать, что общая интеллектуальная атмосфера, созданная Х. Вольфом, во многом сформировала универсальность мышления двух гениев – Михаила Ломоносова и Иммануила Канта.

В 1741 году вернулся на Родину, и началось его служение российской и мировой науке.

Шумахер, возглавлявший Академию наук, пытался противостоять присуждению Ломоносову профессорского звания и отправил работы русского ученого на рецензию Леонарду Эйлеру, петербургскому академику, уже имевшему европейскую известность. По мнению великого Эйлера, труды Ломоносова, «могут служить украшением любой академии». И в 1745 году Ломоносов стал профессором. Профессорская деятельность Михаила Васильевич Ломоносова началась важнейшим для русской науки действием. Он добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где стал производить анализы образцов различных руд и минералов, которые доставлялись с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России. Эта аналитическая работа способствовала развитию как горной, так и металлургической промышленности России.

Вторым замечательным деянием в первый год профессорства Ломоносова стал его перевод «Экспериментальной Вольфиянской физики». Это было важнейшим событием в русской науке, ибо в процессе перевода Ломоносов заложил основы русского научного языка. Подчеркнем, что именно Михаилу Васильевичу Ломоносову мы в значительной степени обязаны тем, что мы имеем развитый научный язык, чего лишены многие народы, а это означает и нашу обязанность: владея столь мощным научным аппаратом, мы должны его использовать в интересах современной российской науки.

6 сентября 1751 года Ломоносов произнес свое программное «Слово о пользе химии». Воплощая свои идеи в жизнь, он разработал и прочитал Совершенно новый, совершенно оригинальный курс физической химии. В своих исследованиях по физической химии Ломоносов, можно сказать, опередил свой век: подобные исследования в Западной Европе появились лишь в конце XIX, тогда же физическая химия оформилась как наука.

Среди проблем химии была и такая, как окрашивание стекла, создание смальты. Получив прекрасный результат, Ломоносов создал известную картину «Полтавская битва». В 1753 году начал работать завод мозаичного стекла (ныне это знаменитый завод художественных изделий), созданный усилиями великого ученого.

М. В. Ломоносов проводил эксперименты на высочайшем уровне. Благодаря высокой точности своих опытов Ломоносов открыл закон сохранения материи. В его диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел» представлены формулировки, которые ясно показывают, что в истории закона сохранения энергии и массы Ломоносову по праву принадлежит первое место. Именно от Ломоносова идет точность, тщательность и изобретательность в проведении экспериментов, которыми в следующие столетия славились русские физики.

Михаил Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов в своих статьях указывал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее.

Он начал разрабатывать эфирную теорию электрических явлений и высказал гипотезу о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию Гюйгенса. Для обоснования волновой теории света Ломоносов сконструировал оптические новые приборы, вел исследования по преломлению света, по цветам и красителям и разработал оригинальную теорию цветов.

Существенный вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в развитие представлений о Вселенной. Именно он открыл атмосферу на Венере. Это великое открытие он сумел сделать еще и потому, что создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.

Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых понял, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Именно Ломоносов высказал мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

Географические исследования Михаила Васильевича Ломоносова относились по преимуществу к Северу нашей Родины. Он выдвинул и обосновал идею Северного морского пути, наметил пути развития исследований по земному магнетизму, геофизике и метеорологии.

Можно восхищаться, преклоняться перед мощью научной мысли Ломоносова, но ещё большее потрясение вызывает тот факт, что в деятельности великого ученого гармонично соединялась естественнонаучная и гуманитарная культуры. Это особенно удивительно, если вспомнить «историю вопроса», вспомнить о том, что именно в эпоху Просвещения эти две культуры стали удаляться друг от друга. В. Гёте писал: «Суха теория, мой друг, но вечно древо жизни зеленеет», подчеркивая схематичность научных представлений, повторяя утверждения о том, что наука лишена эмоциональности, суха, а для кого-то и скучна. Да и позже,поэты и художники эпохи Романтизма, которые рассматривали науку как часть обыденности, прагматизма, с чем, по их мнению, следует бороться, указывали на обособленность искусства от науки.

Ломоносов же и в гуманитарной сфере достиг высот. Полемизируя с академиком Миллером о начале русской истории, он создал замечательный труд «Древняя Русская история», а также «Краткий русский летописец с родословием». Заметим, что «Летописец» пользовался популярностью не только в России, но дважды издавался на немецком языке, был переведен и издан в Англии.

И особенное значение, исключительную актуальность сохраняют рассуждения Ломоносова о сбережении русского народа. Великий ученый был убежден в том, что национальная культура может развиваться только на основе национального языка, поэтому придавал огромное значение чистоте русской речи. Более того, он был уверен в том, что «язык укрепляет и охраняет весь быт, государственность народа, а, распространяясь в иных странах, он способствует росту влияния народа среди других. Напротив, слабея языком, народ уступает другим не только свое духовное богатство, но и все жизненное пространство». Эти слова должен помнить каждый человек, любящий свою Родину и желающий её процветания.

В. Г. Белинский полагал, что с Ломоносова начинается наша литература. И даже при самом критическом отношении к стихам Ломоносова, написанным языком XVIII века, нельзя не почувствовать очарования этих строк, которые мог написать только ученый и поэт:

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Нередко можно встретить высказывания, что о трудах Ломоносова в Западной Европе ничего не знали. Это заблуждение. М. В. Ломоносов был известен как один из лучших в Европе знатоков латыни, на латинском языке были опубликованы многие его работы, поэтому о достижениях нашего гениального соотечественника были осведомлены зарубежные ученые. Как уже упоминалось, были сделаны переводы его трудов на немецкий и английский языки. В любой серьезной зарубежной книге по астрономии упоминается, что атмосферу на Венере открыл именно Ломоносов. В 1760 году Шведская Академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом, в 1764 году он был избран почётным членом Академии наук Болонского института.

Благодаря вкладу Михаила Васильевича Ломоносова в мировую науку Россия в XVIII столетии заняла достойное место в эпохе, получившей наименование эпохи Просвещения.

Еще раз перечислим области науки, в которых велики достижения Михаила Васильевича Ломоносова. Это оптика, электричество, астрономия, химия, теплота, метеорология, металлургия, история, философия, экономика. Именно в области химии, физики и астрономии главные открытия русского ученого на десятилетия опередили исследования его западноевропейских коллег.

Не забудем также о литературе и изобразительном искусстве, которые без трудов Ломоносова были бы значительно беднее.

Михаил Васильевич Ломоносов скончался 4 апреля 1765 года от воспаления легких. Можно только поражаться тому, как много он сделал за свою не такую уж долгую жизнь. Через сто лет после смерти Михаила Васильевича Ломоносова Ф. И. Тютчев посвятил ему такие строки:

Он, умирая, сомневался,

Зловещей думою томим -

Но Бог недаром в нем сказался -

Бог верен избранным своим...

...

Да, велико его значенье -

Он, верный Русскому уму,

Завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему, -

Как тот борец ветхозаветный,

Который с Силой неземной

Боролся до звезды рассветной

И устоял в борьбе ночной.

Со многими проблемами, трудностями и опасностями предстоит встретиться молодым поколениям россиян в, постоянно поражаемом кризисами, меняющемся мире. Поддержкой, опорой для них будут наши великие соотечественники и среди них Михаил Васильевич Ломоносов, устоявший в борьбе, победивший мрак невежества.


Возврат к списку


© 2007 Департамент образования и науки Администрации Архангельской области

© 2007 Межрегиональный Ломоносовский фонд

© 2007-2010 разработка и дизайн: Отдел мультимедиа и Интернет-технологий ИВЦ ПГУ имени М. В. Ломоносова

© 2011 Северный (Арктический) федеральный университет