НОВОСТИ

 

Праздник в партере

В минувшие выходные Ораниенбаум отметил свое 300-летие. Позади долгая и напряженная подготовка, и вот этот милый и уютный городок в предместье Петербурга, возникший всего на год позже Царского Села, встречал дорогих и не очень дорогих гостей.

С видом на Кронштадт

На Балтийский вокзал я примчался пораньше, опасаясь несметных очередей в кассы. Однако ажиотажа не наблюдалось. Редкие грибники собирались совсем в другие края. В поезде — тоже разговоры лишь о последних дачных работах и, конечно, о грибах, грибах, грибах… В итоге на городском вокзале помимо меня высадился из вагона едва десяток человек, да и то явно не с праздничными намерениями.

Правда, по пути к воротам парка наш людской ручеек пополнился несколькими десятками местных жителей, радовавшихся не только празднику, но и погожему дню. И все-таки столпотворения не было, а потому восстановленный партер было легко рассмотреть во всех деталях.

— А вы оглянитесь! — слышу вдохновенный шепоток за спиной. Оказывается, «задником» великолепию петровского садово-паркового искусства служит сияющий купол Морского собора в далеком Кронштадте.

Между тем к новой балюстраде подошли вышедшие из Большого дворца губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, супруга президента России Светлана Медведева и гендиректор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая, во многом благодаря организаторским способностям которой и возрожден шедевр Антонио Ринальди, сиявший изысканной красотой на фоне чистой голубизны неба.

— Равного ему не было в Петербурге в начале XVIII века, — напомнила Елена Кальницкая. — Все императорские дворцы тогда были проще и скромнее Меншиковского. Дворцу выпали большие испытания, и он становится музеем впервые. Теперь его ждет большое будущее. Пока мы открыли только центральный корпус — первую часть отреставрированных помещений. И в 2013, и в 2014, и в 2015 годах еще будут открываться новые объекты неповторимого ораниенбумского ансамбля.

А лебеди кому?

Из партера Большого дворца гости отправились колонной — вслед за оркестром в военных мундирах петровской эпохи и работниками ГМЗ «Петергоф», реставраторами и строителями. Шагая верхним парком, видим на площадке у японского павильона Большого дворца явно не петровского времени скульптуры.

— А это эксперимент скульптора Александра Таратынова, — поясняли специалисты музея-заповедника удивленным спутникам. — Шедевры мировой живописи в 3D-версии.

По мне — так этот ораниенбаумский эксперимент приплетен сюда весьма искусственно. Но что ж поделаешь: влиятелен сегодня в Петербурге скульптор Таратынов!

А вот и еще одна церемония открытия. Главный герой — померанец. Это дерево горького апельсина изначально было изображено на гербе Ораниенбаума (само слово Oranienbaum в переводе с немецкого означает «померанцевое дерево»). Оно и сегодня красуется на гербе города Ломоносова, на развешанных по его улицам флагах. Поэтому логично, что памятный знак основателю и владельцу усадьбы первому губернатору Санкт-Петербурга Александру Меншикову выполнен петербургскими скульпторами Татьяной Ласки и Сергеем Голубковым в виде померанцевого дерева, усыпанного апельсинами.

— Для создания этого знака наш музей-заповедник объявил открытый конкурс и получил множество проектов. Мы думали, их будет всего-то два или три, а поступило целых 28, — рассказывает Елена Кальницкая. — И конкурс выиграло это дерево. Это символ новой жизни ораниенбаумских парков.

— Виват Александр Данилович! — разносится над парком. — В вашу честь звучит Преображенский марш.

Конечно, обновленный парк прекрасен. Жаль только, что в субботу его расчищенная и облагороженная часть жила не столько радостью юбилея, сколько интенсивными приготовлениями к официальному приему. Всюду на полянках, огороженных метров за двести бело-красными леерами, ставили огромные шатры, завозили мебель в белоснежных чехлах, пиротехнику для фейерверков и, вестимо, изысканные яства.

Вслед за большинством публики спешу к бесспорной жемчужине ансамбля — Китайскому дворцу. По пути, правда, не удержался — остановился послушать петровские «канты» у ансамбля Собственной дачи Екатерины Великой «Катальная горка» в исполнении ансамбля «Рождество», наряженного в кринолины. А в пруду у дворца плавали гонимые легким ветерком два огромных искусственных белых лебедя…

Бутылка «Столичной» от предков

В Китайский дворец в отличие от парка, куда все три дня празднеств каждый мог войти бесплатно, пускали по билетам. Однако неподалеку от кассы предупреждали: в три часа пополудни парк со всеми его шедеврами для простой публики закроют. Однако я успел, и вот мы уже идем по трем открытым залам со специалистом по изучению архитектуры службы главного архитектора ГМЗ «Петергоф» Павлом Котляром.

— Это удивительное место, тут все подлинное, — обращает внимание Павел. — Однако так уж вышло: после войны бросились восстанавливать те царские резиденции, что были при немцах разграблены и сожжены, а этот ансамбль словно забыли. А ведь этот паркет XVIII века помнит шаги Екатерины II. Видели ее гости и эту роспись на стенах, изображающую муз, и эти плафоны на потолке.

Забытье серьезно сказалось на состоянии дворца. Из-за отсутствия гидроизоляции невозможно было установить необходимый температурно-влажностный режим, и влага грунтовых вод просачивалась в кладку стен, размывала раствор, соединяющий кирпичи, появлялась плесень и осыпание штукатурного слоя… Потому и к нынешнему празднику открыли только три зала: только в них вскрыли полы и создали заново подполье, которое не нужно было нежилому дворцу, куда царствующие особы заглядывали мимоходом.

— Когда в этих залах сняли щиты с уникальным паркетом середины XVIII века, имеющим исключительную художественную ценность, открылась ужасающая картина: и лед, и вода, и все это перемешано в кашу, — вспоминает Павел. — А как реставрировать? Объект уникален, значит, надо было выработать особую методику. Она рождалась в дискуссиях специалистов. Были и те, кто категорически возражал даже против самого вскрытия подлинного паркета.

А когда вскрыли — обнаружили в том самом льду и воде под Залом муз бутылку от «Столичной» водки с запиской потомкам от тех, кто в 1962 году уже вскрывал этот паркет для реставрации.

— Эта бутылка, — признается Павел, — поставлена у нас на музейный учет и, скорее всего, будет экспонироваться…

Сейчас в Китайском дворце можно видеть лишь Зал муз, Голубую гостиную, а также главный интерьер Китайского дворца — Стеклярусный кабинет, где висят двенадцать уникальных, не имеющих аналогов в мире стеклярусных панно, содержащих два миллиона крохотных трубочек, с тончайшей вышивкой. А вот ничего китайского во дворце увидеть пока нельзя — и Большой, и Малый китайские кабинеты еще на реставрации.

И в фонтане померанец

А настоящий народный праздник был на Александровской улице, где собрался чуть ли не весь город. Любовались изысканным фонтаном, слушали артистов и художественные коллективы, сменявшие друг друга больше двух часов.

— В первоначальном виде фонтан здесь появился еще в 90-х годах прошлого века, — рассказали работники «Водоканала». — Но с тех пор практически не работал: из строя быстро вышли насосы и другие элементы конструкции. А 1 июля этого года фонтан передали в наше ведение. И мы за считанные месяцы провели его полную техническую реконструкцию.

При этом фонтан стал куда масштабнее прежнего. Наружные и внутренние борта большой чаши фонтана диаметром более 14 метров облицованы красным полированным гранитом. В центре композиции установлена бронзовая скульптура — лев, тянущийся к померанцевому дереву. Мне даже показалось, что он трясет его ствол, ибо у лап зверя, имеющего не столько реалистическое, сколько геральдическое обличье, лежат упавшие апельсины.

Сразу вспомнился памятный знак Меншикову: оба дерева похожи как две капли воды. Кто из авторов скульптур у кого позаимствовал идею или родились эти замыслы одновременно и независимо друг от друга, сказать не берусь, но фонтанная композиция показалась мне интереснее. Пятиметровые струи, которые включили после большого концерта, бьют с окружности чаши к центральной скульптуре по параболической траектории.

— Высота каждой струи достигает полутора метров, — подсказывают мне. — Для создания этих водных парабол служат 120 фонтанных насадок, установленных на распределительном радиальном коллекторе. А для подсветки фонтанных струй и центральной скульптуры предусмотрено устройство из двухсот диодных светильников белого цвета подводного исполнения. Вокруг же чаши фонтана установлены четыре радиальных светильника…

К сожалению, лично мне не удалось дождаться, когда включится подсветка, надо было спешить на обратную электричку. А вот жители Ломоносова отдыхали допоздна теплым вечером среди новых цветников и газонов, любуясь красотой светящихся водных струй…

Автор: Александр Жабский,
Источник: Санкт-Петербургские ведомости
Дата: 12.09.2011 6:00:00,
Город: Санкт-Петербург
Рубрика: Прочее.


Возврат к списку


© 2007 Департамент образования и науки Администрации Архангельской области

© 2007 Межрегиональный Ломоносовский фонд

© 2007-2010 разработка и дизайн: Отдел мультимедиа и Интернет-технологий ИВЦ ПГУ имени М. В. Ломоносова

© 2011 Северный (Арктический) федеральный университет