Празднование памятного юбилея Ломоносова 1865 года в Архангельской губернии (из истории)

 

Е.М. Лупанова,

музей антропологии и этнографии

им. Петра Великого (Кунсткамера),

г. Санкт­ — Петербург

Ломоносовский юбилей 1865 г. стал знаменательным событием в жизни страны. Инициатива А.Н. Майкова быстро была подхвачена передовыми общественными деятелями, получила широкое освещение в печати, реализовалась в целой серии праздничных мероприятий, прошедших по всей России от Харькова до Иркутска.

Не могли остаться в стороне от юбилейных торжеств на родине великого учёного. Петербургская идея нашла здесь благодатную почву. Архангельский статистический комитет взял на себя подготовку и проведение мероприятий, посвящённых памяти выдающегося земляка. Следует отметить, что с начала 1860-х гг. деятельность Комитета уже не ограничивалась ведением административной статистики. Становится своеобразным учебным и просветительским центром, обладающим монопольным правом на издание всевозможных исследований. В процессе становления Архангельского статистического комитета как центра просвещения и культуры 1865 год стал важной вехой. Именно юбилейные публикации открывают серию издававшихся им научно-популярных работ, печатных отчетов и протоколов общих собраний.

Мероприятия, посвящённые памяти М.В. Ломоносова в 1865 г., были организованы Статистическим комитетом в Архангельске, Пинеге и деревне Денисовке.

Празднование 100-летнего юбилея со дня смерти первого русского учёного имело в Архангельской губернии ряд черт, характерных в целом для аналогичных мероприятий, проводившихся по всей стране; а также некоторые специфические черты.

Довольно характерным и вместе с тем очень важным является то значение, которое организаторы придавали торжествам: Кроме самостоятельного значения это событие весьма знаменательно в летописях русской истории потому, что это был в России первый торжественный праздник в память деятеля науки, праздник мира и просвещения, и при том такой, в котором и народ, как среда, выдвинувшая этого деятеля принимал искреннее участие. Торжества 1865 г. были не похожи ни на один предшествующий опыт проведения юбилеев. В жизни России было много славных моментов, и она праздновала их с блеском, который приличен был значению этих событий: много раз праздновали победу и славу российского оружия, поставившего государство на степень первых государств. Праздновали благие реформы, успехи гражданственности, но всенародное празднование торжества науки было впервые организовано в России.

Типичным является и последовательность мероприятий: торжественный молебен, проповедь, речи официальных лиц и праздничный обед, бесплатная раздача популярных биографических изданий, иллюминация.

Особенностью являлась тесная связь образа учёного с идеалами христианства и активное участие церкви в мероприятиях, посвящаемых его памяти. Земная жизнь Ломоносова была посвящена им на то, чтобы всё в видимом мире исследовать и узнавать, извлекать истинно доброе и полезное для жизни, а это и есть первое и главное правило житейской мудрости М.В.Ломоносова как пример праведности, страдного пути, подвижничества. Символическое значение придавалось и совпадению даты смерти учёного с праздником Пасхи.

Лейтмотивом проводившихся по всей стране торжеств 1865 г. стали речи патриотического содержания. Юбиляр представал не просто как первый русский учёный, но как борец против засилья иноземцев. Противостояние «русской» и «немецкой» партии оставалось острым вопросом для Петербургской Академии наук в течение практически всего XIX в. и ломоносовский юбилей был умело использован в этой борьбе. «Из всех сторон деятельности Ломоносова как-то с особенною любовью стали у нас выставлять на вид его ревностное противодействие академическим немцам», — подвел итог мероприятиям О.Ф. Миллер. Этот мотив совершенно был не характерен для речей и публикаций, появлявшихся на родине учёного.

Зато проблемы просвещения и образования, широко обсуждавшиеся в дни празднования юбилея по всей стране, не оставили равнодушными организаторов и участников мероприятий в Архангельске. Авторы статей в местной прессе преподносят биографию М.В. Ломоносова, в особенности его детские и юношеские годы, как поучительный пример нынешнему поколению — пример целеустремлённости и воли к просвещению, преодоления всех препятствий и достижения ошеломляющего успеха. При этом звучит явная критика российской системы образования- сословного принципа приёма в учёбные заведения и недостаточного уровня знаний, который даёт российская школа. Описание юности М.В. Ломоносова читалось в 1865 г. с поправкой на современную ситуацию и связывалась с надеждами на уже начавшиеся радикальные преобразования: «Совершая память великому из простого народа, в эпоху призвания народа к новой гражданской жизни и во время общих забот о его образовании, мы имеем новый повод к живой радости». Не случайно начальник Архангельской губернии Н.М. Гартинг в своей речи, посвященной памяти М.В. Ломоносова, делает значительное отступление от темы биографии и заслуг учёного в пользу экскурса в историю российского образования в течение последних 100 лет.

Как и по всей России, в Архангельске в связи с юбилеем 1865 г. говорят о чувствах патриотизма и национальной гордости. М.В. Ломоносов предстает в торжественных речах как человек, беззаветно преданный родине и снова, через уста восхваляющих его заслуги преподает урок современному поколению: «Ломоносов поучил бы нас любить Россию, как он сохранил во всю жизнь горячую любовь к ней. Он годы учился за границею и всё, что приобрёл там своим гениальным умом, принёс на пользу России... Он не сделал так, ... как делают некоторые в наше время. Ездят за море, чтобы научиться бранить Россию и презирать её».

Главными организаторами торжеств, посвященных юбилею 1865 г. в Архангельской губернии были архиепископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил (Савченко), губернатор и председатель Статистического комитета Николай Мартинович Гартинг, его заместитель в комитете учитель гимназии Герерд Осипович Минейко.

100лет.jpg

Городская Дума. Памятник М.В. Ломоносову в г. Архангельске.1832 г.


© 2007 Департамент образования и науки Администрации Архангельской области

© 2007 Межрегиональный Ломоносовский фонд

© 2007-2010 разработка и дизайн: Отдел мультимедиа и Интернет-технологий ИВЦ ПГУ имени М. В. Ломоносова

© 2011 Северный (Арктический) федеральный университет