Взгляд изнутри: преподаватели о дистанционном обучении

Взгляд изнутри: преподаватели о дистанционном обучении
08.05.2020

Преподаватели Северного (Арктического) федерального университета рассказали, как им удалось организовать обучение с использованием дистанционных технологий, в чем плюсы и минусы такого формата работы, и будут ли они использовать его в дальнейшем.

Ольга Николаевна Руссова, доцент кафедры философии и социологии ВШСГНиМК:

— В группах, в которых я веду занятия, не больше 15 человек, и это вполне удобно. В работе я использую платформы Sakai и Teams. На каждом занятии мы проводим «перекличку» и в процессе лекции поддерживаем общение лично и в чате: я задаю вопросы, студенты тут же отвечают, при необходимости я могу прикрепить какие-то файлы для ознакомления, демонстрация экрана позволяет показывать все, что нужно для занятия.

Чтобы разнообразить онлайн общение и разрядить ситуацию, я даю студентам короткие тесты, из которых они могут что-то новое узнать про свою личность. Это не совсем психологические тесты, скорее задания на понимание себя. Также показываю небольшие кусочки видео известных лекторов, социологов по теме.

Обычно в начале каждого семестра я рассказываю студентам, какие виды работ у них будут в течение учебного полугодия. В электронном журнале создаю специальные папки, куда студенты выкладывают работы по мере выполнения. Содержимое папок доступно всем студентам, они могут сравнить, кто как справился с заданием, увидеть свои недочеты и исправить их. Глядя друг на друга, студенты прогрессируют, при этом плагиата нет — у всех разная тематика и работы легко сравнить между собой. За счет того, что студенты выполняли работы уже с начала семестра, у них не получилось перегрузки при переходе на дистанционное обучение. Сейчас они просто продолжают работу в обычном режиме.

Мы договорились, что каждую онлайн трансляцию минимум пять студентов обязательно будут включать видео, чтобы я видела их реакцию и понимала, все ли хорошо со связью. В группе 4 курса, например, староста всегда был с включенным режимом видео и на каждое занятие «приходил» в новом образе — в шляпе, галстуке, бабочке или в плюшевом костюме мультяшного героя. По-моему, это классно и говорит о том, что студенты не подходят к обучению формально — включил трансляцию и пошел своими делами заниматься. Это непосредственная живая связь даже в условиях изолированности, своеобразный выход в свет.

Я живу в Северодвинске, и раньше не было возможности поставить мне одну пару, потому что ради нее ехать из другого города неэффективно. Сейчас мое расписание стало мобильнее. Также теперь не надо везти целыми сумками книги, чтобы показать их студентами. Прямо во время трансляции нужную книгу можно без труда достать с полки и тут же продемонстрировать аудитории. Обучение с использованием дистанционных технологий эффективно для тех, кто заточен на результат. Такой формат работы легко встраивается в расписание, в географию и минимизирует организационные усилия.

Конечно, в таких условиях происходит стирание границ между рабочим и домашним, официальным и неофициальным. В нашу публичную жизнь внедряются дети, домашние питомцы, соседи с перфоратором. Но, мне кажется, это не мешает. Если правильно к этому относиться, встраивание нашего жизненного мира в деловую активность добавляет человечности в отношения преподавателя и студента.

Я всегда остерегалась дистанционных форматов обучения, потому что люблю большие аудитории и непосредственное общение со студентами. Я не читаю лекции в их традиционном понимании, мои занятия — всегда диалог. Как оказалось, мой подход можно перевести и в дистанционный формат. Но, конечно, я уже скучаю по аудиторным занятиям и хочу скорее увидеть всех своих студентов. Дистанционное обучение не заменит полноценные лекции оффлайн, но из сочетания этих форматов выйдет очень удачная компиляция.

Раиса Петровна Овчинникова, старший преподаватель кафедры экспериментальной математики и информатизации образования ВШИТиАС:

— Мои дисциплины связаны с информационными технологиями — это «Цифровая культура», «ИКТ в деятельности педагога», «Системы динамической математики». Все эти три курса были разработаны и размещены на Sakai, они прошли экспертизу и включены в учебный план.

Я работаю с Sakai и Teams, последняя позволяет демонстрировать динамику, например, показывать, как разрабатывать чертежи в интерактивной геометрической среде GeoGebra. В силу специфики моих дисциплин, мы со студентами работаем еще с огромных количеством программ и сервисов, среди них — сервисы по разработке инфографики, интеллект-карт и тестов, сервисы по обработке аудио и видео-информации и другие.

Студенты самостоятельно знакомятся с лекциями и затем выполняют тесты на Sakai. Для практических занятий также разработаны инструкции и задания. Моя работа заключается в проверке студенческих работ. Если я вижу, что в работах допущены ошибки, ребята что-то не поняли и им нужны разъяснения, мы встречаемся на вебинаре. Для него заранее готовлю презентацию, где показываю, где допущены ошибки и как надо было выполнить задание. Потом студенты дорабатывают свои работы и снова отправляют на проверку.

Существенный плюс дистанционного формата обучения — практически персонализированный подход. В рамках аудиторного занятия у меня нет возможности подойти к каждому. Сейчас на проверку уходит очень много времени, но я вижу работу каждого студента и знаю, кто как работает.

Анатолий Николаевич Попов, доцент кафедры теплоэнергетики и теплотехники ВШЭНиГ:

— У меня небольшая учебная нагрузка, как правило, две дисциплины в семестре. Материалы занятий размещаю в системе Sakai, информирование и консультирование веду по электронной почте. Успеваю готовить лекционные материалы, задания и методические рекомендации в полном объёме.

Магистрантов завлекать технологиями и сервисами не надо. Работающие люди с серьезным подходом к делу стараются выполнять задания вовремя. Зато у многих студентов бакалавриата при переходе на обучение с использованием дистанционных технологий возникли сложности с планированием времени и самоорганизацией.

Основная сложность в моей работе связана с проведением лабораторных занятий. Специальные дисциплины направления подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника» подразумевают использование лабораторных установок, тренажеров, симуляторов, измерительных приборов и непосредственного участия обучающегося в их эксплуатации и снятии показаний для последующей обработки получаемых данных. В дистанционном формате это сделать невозможно, единственной альтернативой на данный момент видится только дополненная виртуальная реальность. Создание таких приложений — трудоемкий процесс, в который должны быть вовлечены и обучающиеся в том числе. У нас был опыт создания такого приложения, связанного с описанием принципа действия и конструкции водогрейного котельного агрегата.

Основной плюс дистанционного обучения был продемонстрирован в период последних событий, связанных с вынужденной самоизоляцией. Учебный процесс может продолжаться несмотря на болезни, командировки и несчастные случаи. Поэтому дистанционный формат может стать полезным дополнением к традиционным способам обучения, но не заменить их.

Возврат к списку

Дата изменения страницы 16.03.2020