Отчет о результатах первого модуля
Информация о Программе подготовки кадрового резерва САФУ
- Количество модулей: 6 модулей Продолжительность каждого модуля: 5 дней Участники программы: 50 человек, кадровый резерв САФУ
- Тематический фокус: инструменты и практики развития университетов, модель университета будущего
- Форматы работы: разработка и защита проектов, работа с экспертами, академические лекции, коммуникация с руководителями
Даты программы:
- Модуль 1 «Российская повестка развития образования. Современная модель вуза»
14-18 ноября 2011 года - Модуль 2 «Лучшие практики развития университетов. Стратегия САФУ»
23-27 января 2012 года - Модуль 3 «Арктический вектор: формирование конкурентных преимуществ для САФУ» 27 февраля — 2 марта 2012 года
- Модуль 4 «Модернизация базовых процессов: образование, исследования, инновации»
2-6 апреля 2012 г - Модуль 5 «Взаимодействие и партнерство. Международное сотрудничество» 28 мая — 2 июня 2012 года
- Модуль 6 «Управление изменениями в университете»
2-6 июля 2012 года
Цель программы:
Формирование команды управленцев, отвечающих за разработку и реализацию проектов развития университета и обладающих необходимыми компетенциями для управления изменениями в университете в соответствии с Программой развития САФУ.
Задачи:
- Формирование у участников программы общего стратегического видения развития САФУ
- Формирование общего понимания задач, стоящих перед университетом на современном этапе развития
- Получение знаний о передовых направлениях развития сферы университетского образования
- Знакомство с лучшими практиками управления современными Университетами в РФ и мире, определение стандартов работы. Систематизация собственного опыта участников программы
- Разработка пакета стратегических проектов, готовых к реализации, в соответствии с Программой развития САФУ
- Освоение навыков и технологий проектной работы
- Выработка общих ценностей и налаживание эффективного взаимодействия участников программы
Участники программы: 50 человек, прошедших конкурсный отбор
Ключевая идея Программы:
Программа должна не только предоставить участникам знания и навыки, расширить их горизонты и улучшить профессиональные компетенции, но также дать возможность учиться на конкретных проектах, стратегически важных для успеха и развития Северного (Арктического) федерального университета.
Проектный подход, разработка и реализация реальных проектов в ходе программы, предполагает серьезное вовлечение в программу руководителей высшего звена (ректора, проректоров САФУ).
По итогам программы участники буду защищать свои проекты перед руководителями университета (ректор и проректоры).
Ожидаемый результат:
По результатам программы в Северном (Арктическом) федеральном университете будет сформирована команда управленцев имеющих современные представления об университете, единое понимание направлений его развития и обладающих необходимыми компетенциями для реализации изменений, обеспечивающих вхождение САФУ в число ведущих университетов мира.
Одним из измеримых показателей эффективности программы является внедрение проектов, разработанных участниками в ходе Программы, в практику работы САФУ.
Структура Программы:
Программа подготовки кадрового резерва САФУ является неклассической образовательной программой. Структура программы и форматы работ выстроены в соответствии с целями и результатами Программы, главной из которых является разработка и реализация командами участников проектов развития университета.
В этой связи до 50% времени участники в командах занимаются разработкой стратегических проектов развития университета, который будут представлены руководству САФУ.
Форматы обучения:
- Академические блоки: дают современную теорию и концепции по темам программы. Академическая часть программы выстраивается в зависимости от тем стратегических проектов участников.
- Тематика курсов ведущих профессоров бизнес-школ адаптирована к целям и задачам программы
- Анализ лучшего опыта развития университетов: дает возможность поддерживать интерактивность программы, позволяет посмотреть на ситуацию в университете со стороны
- Участие экспертов-практиков: позволяет получать актуальную информацию о состоянии сферы образования, глобальных трендах и перспективах развития
- Групповая и проектная работа: обеспечивает взаимодействие всех участников для обмена опытом и достижения практичных результатов (проектов)
- Межмодульные задания и сопровождение проектной работы участников в период между модулями программы: позволяют отработать полученные знания в практической деятельности и апробировать реализацию проектных идей, разработанных в рамках программы.
Эксперты Программы:
- Руководитель министерств и ведомств по вопросам образования
- Международные и российские эксперты в области образования и кадровой политики
- Российские эксперты по вопросам развития территорий и регионов
- Руководители ведущих университетов РФ и мира
Результаты первого модуля Программы
Модуль 1.
«Российская повестка развития образования. Современная модель вуза»
Даты: 14-18 ноября 2011 г. Время проведения:
Место проведения: Кампус Московской школы управления СКОЛКОВО
Адрес: Московская область, Одинцовский район, деревня Сколково, ул. Новая, д. 100
Цели модуля 1:
- Провести анализ положения дел и перспектив развития университетского образования в РФ и мире
- Провести анализ модели современного университета
- Сформировать у участников общее видение стратегической позиции САФУ
- Провести анализ внешних вызовов и возможностей для развития САФУ
- Сформировать проектные команды и выработать перечень направлений для проектной работы в течение всей программы
Формат обучения:
Экспертные выступления
В рамках данного модуля приглашены эксперты и практики, чьи доклады позволили получить информацию о состоянии и перспективах развития университетского образования в РФ, проанализировать глобальные тренды развития системы профессионального образования и представления о современных моделях университетов. В дискуссии с экспертами участники могли получить новый взгляд на вызовы и перспективы развития российских университетов.
В рамках экспертных докладов были рассмотрены следующие аспекты:
- современная ситуация и стратегические задачи высшего образования в России с точки зрения органов федеральной власти;
- мировые образовательные тренды, вызовы и перспективы российских университетов в международном контексте;
- влияние социального и демографического развития в стране и мире на требования к современным университетам;
- новая роль университетов в формировании человеческого капитала, развитии территорий и экономики;
- международный опыт построения успешных вузов на развивающихся рынках.
В рамках Модуля 1 на программе выступили следующие эксперты:
- А.Е.Волков, ректор Московской школы управления Сколково — экспертное выступление о вызовах российскому образованию и университетам.
- И.М.Реморенко, статс-секретарь и зам.министра образования и науки — экспертное выступление про тренды в российском образовании и возможности для вузов;
- И.Д.Фрумин, ведущий эксперт WorldBank — экспертное выступление о требованиях к современному университету и возможных моделях развития («пространствах самоопределения университета»);
- В.А.Болотов, вице-президент Российской академии наук -экспертное выступление про конкуренцию и качество в образовании и деятельности университетов;
- Д.Н.Песков, директор направления Агентства стратегических инициатив — экспертное выступление про тренды и образование будущего;
- А.И.Гордеев, эксперт по образованию — экспертное выступление и дискуссия об ожиданиях от федеральных университетов со стороны регуляторов и проектный подход как инструмент развития университетов;
- К.Эванс-Клок, директор департамента проф.образования Международной организации труда — экспертное выступление про рынок труда и квалификационную
структуру; - К.Хемка, глава образовательной практики на развивающихся рынках The Parphenon group — экспертное выступление о возможных зонах роста для современных университетов.
Имитационная сессия на базе симулятора «Управление вузом»
Целью имитационной сессии является демонстрация текущих и будущих условий, норм, стандартов системы высшего профессионального образования и освоение участниками управленческих навыков разработки и реализации стратегии вуза в новых экономических условиях.
Компьютерная модель, заложенная в имитационную сессию, включает в себя:
- конкурирующие вузы на рынке образовательных услуг и научно-исследовательской деятельности
- модель региона и внешних по отношению к вузу объектов (министерство образования, рынок труда, рынок НИОКР, рынок абитуриентов, рынок ППС, международное образовательное пространство, вузы-партнеры и др.) инструментарий стратегического и оперативного управления деятельностью вуза.
Имитационная сессия позволила участникам освоить инструментарий управления вузом в области:
- Разработки и реализации конкурентоспособной стратегии вуза;
- Управления образовательным процессом;
- Управления научно-исследовательской деятельностью;
- Формирования условий для привлечения передового кадрового состава, управления компетентностью ППС;
- Управления обеспечивающими инфраструктурами;
- Финансового управления;
- Управления международной деятельностью вуза;
- Маркетинга, взаимодействия с потребителями результатов деятельности вуза;
- Управления качеством, сертификации деятельности вуза.
Работа в проектных командах
В соответствии с внешними вызовами и трендами в области образования, участники программы будут объединены в группы для совместной работы. В рамках работы в группах при участии модераторов будет проведен анализ положения дел, зафиксированы внешние вызовы и возможности САФУ, сформулированы требования к изменениям, которые необходимо реализовать в рамках программы развития.
В соответствии с требованиями к изменениям САФУ, сформулированными в группах, будет организована дальнейшая проектная работа в программе и сформированы проектные команды. В течение последующих месяцев модульной и межмодульной работы участникам предстоит оценить существующие практики и разработать проекты изменений, которые в дальнейшем будут внедрены в университете. Именно работа в проектных командах над решением конкретных задач и разработкой проектов изменений станет стержнем программы.
По итогам программы проектные команды защищают свои проекты перед руководителями университета (ректор и проректоры).
Результаты проектной работы в Модуле 1
Основной целью Программы является формирование проектных команд и разработка реальных проектов развития университета, стратегически важных для САФУ.
Логика проектной работы в Программе представлена на Схеме 1:
Проектная работа в первом модуле была посвящена анализу ситуации, и включала в себя:
- Анализ внешней среды, контекстов развития Университета и современных требований к университету со стороны ключевых групп интересов («стейкхолдеров» в лице государства, корпораций, населения, региона)
- Анализ положения дел в Университете, определение накопленного потенциала и «проблемных» зон, требующих проектных решений.
В результате всестороннего анализа ситуации, в которой существует и развивается университет, участники определят темы будущих проектов, над которыми будут работать в ходе всей Программы.
Темы проектов должны отвечать приоритетам и стратегии развития САФУ, а также служить решению конкретных проблем университета в соответствии с накопленным потенциалом и имеющимися в распоряжении ресурсами.
В ходе Модуля 1 были сформированы 6 проектных команд, которые осуществляли анализ ситуации по следующим направлениям деятельности САФУ:
- Позиционирование САФУ
- Исследования и разработки
- Учебный процесс
- Студенческая среда
- ИТ-технологии
- Человеческий капитал университета
В состав каждой группы вошли от 6 до 10 участников Программы.
Работа над анализом ситуации будет продолжена группами в межмодульный период, до начала Модуля 2. В ходе дистанционной работы будет проанализирован опыт и деятельность других университетов, тенденции и динамика развития отдельных рынков (государственного заказа, рынок труда и т.д.).
Анализ ситуации и определение тем проектов будет завершено в Модуле 2.
Темы проектов будут представлены и согласованы с руководством Университета в рамках стратегической сессии (см. Схему 2)
После утверждения тем проектов руководителями САФУ, команды приступят к следующему этапу проектной работы: поиску и разработке идей и решений, которые будут положены в основу каждого проекта.
Эти решения должны учитывать ведущих российских и международный опыт и вносить реальный вклад в развитие деятельности САФУ в области образования, исследований и инноваций, международной деятельности, ИТ-технологий, развития кадрового потенциала.
Результаты проектной работы будут представлены руководителям САФУ и университетскому сообществу.
Фото-отчет о работе на 1 модуле Программы
![]() | ![]() |
Участники программы | Работа в Программе |
![]() | ![]() |
Е. В. Кудряшова, ректор САФУ
| А. Е. Волков, ректор Сколково
|
![]() | ![]() |
И. Д. Фрумин, ведущий эксперт Всемирного Банка
| В. А. Болотов, вице-президент российской Академии образования |
![]() | ![]() |
Д. Н. Песков, директор направления, Агенство стратегических инициатив | А.И. Гордеев, эксперт по университетскому образованию |
![]() | ![]() |
Кристина Эванс-Клок, директор департамента Международной организации труда
| Д. С. Конанчук, профессор практики Сколково, руководитель проектной практики |
![]() | ![]() |
Выступление участников Программы | Работа в проектных программах |