Историческая справка

31 августа 1941 г.
к причалам Архангельского порта подошли 6 иностранных судов
,
прикрываемых боевыми кораблями под британским флагом.
Операция по проводке этого каравана носила кодовое название «Дервиш»

Тогда никто не мог даже догадываться, что последовавшие за «Дервишем» конвои проложат самый важный для СССР маршрут. До 1944 года он будет призван обеспечить открытие второго фронта в Арктике, и на протяжении всей войны будет обеспечивать ее исход на самом главном морском театре военных действий. Кроме того, в мировую историю северные конвои войдут как уникальный опыт сотрудничества более чем 40 наций в борьбе против общего врага — нацизма.

История северных конвоев неразрывно связана с историей международных отношений и договоренностей, на основе которых стратегические грузы доставлялись в СССР и обратно. В основе этих договоренностей лежал американский закон о ленд-лизе от 11 марта 1941 г. и советско-британское «Соглашение о товарообороте, кредите и клиринге» от 18 августа 1941 г. Согласно биллю о ленд-лизе, США имели право на время войны передавать своим союзникам оружие и материалы, необходимые для совместной борьбы. До вступления США в войну эти поставки осуществлялись по кредиту, но уже с 1942 года — на бескредитной основе и на основе новой концепции ленд-лиза, получившей название «пула».

В самом начале войны, в частности в ходе битвы под Москвой, заве­зенные по Первому (Московскому) Протоколу 1941 г., стратегические материалы позволяли на 30-40% восполнить потери, понесенные Красной армией в бо­евой технике. Однако, несмотря на огромные жертвы в первые месяцы войны, Красная Армия по-прежнему превосходила германские войска по основным количественным и качественным показателям. Поэтому в тот пе­риод важнее было наладить собственное, более современное про­изводство и заручиться моральной поддержкой со стороны ведущих мировых держав. Именно такую роль и сыграли англо-американские поставки в 1941-1942 гг.: 3/4 направленных в Россию грузов составляли станки, промышленное оборудование и сырье.

В этот период северный маршрут поставок являлся основным. По нему за первый год войны проследовало 61% всех грузов, ввезенных в Советс­кий Союз из-за рубежа, включая практически все оружие. Поэтому именно в Арктике разгорелись и основные морские сражения войны. Они стоили союзникам потери 57 транспортов (в том числе 4 советских) и 6 боевых кораблей.

Большую поддержку СССР продолжали оказывать союзники и в ходе сра­жений «коренного перелома», совпавшими в целом по времени с реализаци­ей Второго (Вашингтонского) Протокола. К этому времени заработали новые маршруты поставок: АлСиб, «персидский», «африканский» и «тихоокеанский» коридоры. В результате, в течение второго года войны помощь союзников по объему была вдвое, а по стоимости почти втрое больше, чем поставки по Московскому Протоколу.

Поставленных по Второму Протоколу самолетов вполне хватило, чтобы заменить потери советской авиации во всех основных сражениях этого пе­риода. Импортного производства был и каждый десятый танк действующей армии. Причем, военные поставки по-прежнему занимали лишь четверть тоннажа. Остальное место в трюмах транспортов было загружено промыш­ленным оборудованием и сырьем.

Расширение существующих и создание новых маршрутов поставок, опре­деленно снизило роль «северного коридора». В общем объеме всех поставок их доля снизилась с середины 1942 г. до конца 1943 г. с 61% до 16%, хотя завезенные этим маршрутом грузы в абсолютном выражении даже несколько превысили количество грузов, доставленных в течение первого протоколь­ного периода. Впрочем, по нему в СССР по-прежнему направлялись почти все британские поставки, а также наиболее срочные заокеанские грузы. Около половины всего ввезенного в Советский Союз оружия было доставлено также северными конвоями.

Одновременно с обеспечением Советского Союза стратегическими материалами проводка конвоев в Арктике позволяла британскому Адмиралтейс­тву при поддержке кораблей союзников и агентов в Норвегии более точно отслеживать нахождение главных сил Кригсмарине, предотвращая их выход на просторы Атлантики, по которым проходили основные артерии, обеспе­чивавшие жизнеспособность Британских островов. Эти причины стоили то­го, чтобы по-прежнему рисковать флотом.

Основной объем помощи союзников для СССР пришелся на 1944-1945 гг. Он составил 3/5 всех грузов военного времени, почти 90% всех материалов и оружия поступило в это время из США. Самолеты, танки, корабли и другие военные грузы в общем объ­еме ввезенных в СССР в конце войны материалов занимали всего лишь 9 % тоннажа. Остальная часть была отведена под промышленное оборудование, металлы, нефтепродукты. Четверть всего тоннажа занимало продовольст­вие. Другая четверть была отведена под средства транспорта — автомоби­ли, локомотивы, вагоны и специальное оборудование.

Переход инициативы к союзным флотам и увеличение поставок в конце войны обусловили возрастание и роли северного маршрута. В 1944-1945 гг. по нему было доставлено 22 % всех грузов. В абсолютном выражении это составило 2,2 млн. тонн, что превысило завезенные этим путем грузы в период действия первых двух Протоколов. Причем, советские грузовые суда с конца 1943 г. были исключены из ордеров конвоев, — большей частью груз лег на транспорты союзников, главным образом, под амери­канским флагом.

Всего за годы войны северным маршрутом было проведено 745 судов. В обратном направлении проследовало 699 транспортов. В боях союзники безвозвратно потеряли 84 грузовых парохода и 22 боевых корабля.

Благодаря помощи союзников в СССР были высво­бождены для фронта дополнительные трудовые резервы, на 70-75 % теоретически армия была обеспечена продовольствием и средствами связи, повысилась ее мобильность, в определенной степени были восполнены потери боевой техники. В то же время исследование изменения концепции ленд-лиза (от инструмента ведения войны без участия в военных действиях к «концепции пула» и впоследствии — к фактору вовлечения СССР в мировую экономику) позволило выявить историческое место этой помощи: она была нужна СССР ровно настолько, насколько был нужен коалиции «Русский фронт». 

logo.png dvinaland-logo.png военно-историч.jpg историч общество.png Без названия.png