Новости

Новости, посвященные памяти прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш»

 
В САФУ обсудили роль и место северных конвоев в общей концепции Второй мировой войны
31.08.2016
В САФУ обсудили роль и место северных конвоев в общей концепции Второй мировой войны

30 августа, во второй половине дня, после торжественной церемонии открытия, в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова свою работу продолжила Международная научно-практическая конференция «Ленд-лиз и арктические конвои: от регионального сотрудничества к глобальной коалиции».

Участие в научном дискурсе приняли проректор по стратегическому развитию и внешним связам Наталья Кукаренко, директор Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Александр Тамицкий, один из организаторов конференции, заведующий кафедрой отечественной истории САФУ Михаил Супрун и генконсул Польши в Санкт-Петербурге Анджей Ходкевич. Отметим, что обсудить данную тему в САФУ прибыли восемь иностранных участников — представители пяти государств (Великобритания, Исландия, Нидерланды, Польша, Швеция). Модератором конференции выступил Андрей Репневский, профессор кафедры всеобщей истории САФУ.

Первым с докладом «Ленд-лиз и северные конвои в стратегии Антигитлеровской коалиции» выступил Михаил Супрун. В своем сообщении историк отметил чрезвычайно важную роль союзных поставок через Русскую Север и Арктику в итоговом успехе антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Ленд-лиз, по его словам, был одним из компонентов той единой политики ведения войны, которой придерживались противники нацизма.

До 1943 года — до Тегеранской конференции — союзники действовали согласно британскому подходу, который называют «стратегией периферийной войны». Ее суть: стянуть вокруг Германии, как в Первую мировую войну, кольцо ее противников, установив каноническую блокаду, руками немцев свергнуть Гитлера. Военная помощь, которую Великобритания оказывала СССР, поддерживая северные конвои, вписывалась в эту концепцию. В этом контексте Русский Север и Арктика имели важнейшее значение. И не только потому, что именно сюда шли северные конвои с грузами для Восточного фронта. Дело в том, что премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль вплоть до 1943 года планировал открыть «Второй фронт» в Норвегии или, как он говорил, «свернуть европейскую карту сверху». Кроме того, по словам историка, именно на арктических рубежах проходили главные схватки с Германией на море. Все ударные силы ее военного флота были переброшены в конце 1941 года в Норвегию.

Также, по мнению профессора, северные конвои были одной из частей так называемого «пула» — «резервуара победы» созданного союзниками. Каждая из держав вносила все, что могла, и брала из него то, в чем особенно нуждалась.

Затем слово взял Мартин Фолли, старший преподаватель Колледжа бизнеса, искусств и общественных наук Школы права Университета Брунеля (Великобритания). В своем сообщении «Северные конвои и Антигитлеровская коалиция» докладчик рассказал о влиянии северных конвоев на взаимоотношения союзников.

Конвои, как прозвучало в докладе, отчасти были яблоком раздора и являлись источником дипломатических проблем. Западные страны не устраивали высокие потери, которые сопровождали данные операции (отметим, что первые семь конвоев прибыли в СССР без потерь, но с конца 1941 года, когда Германия начала активно противодействовать их проводке, ситуация изменилась), Советы жаловались на недостаточные объем поставок, запаздывание отправок судов, и даже на поведение английских моряков в северных портах. Но все же, несмотря на данные противоречия, положительных моментов от такого сотрудничества было гораздо больше. К таковым можно отнести объединяющую союзников роль Арктики, успешность военных операций на данном театре военных действий, а также отсутствие совсем уж критических потерь в ходе поставок и их большое значение для советского государства.

Магнус Тор Хафстейнссон, бывший член Парламента Исландии, писатель, в свою очередь рассказал о роли Исландии в ходе военных операции в Арктике. Именно из британской военно-морской базы, размещенной на берегах Хваль-фьорда, расположенного у западных берегов этого островного государства, в Архангельск 21 августа 1941 года вышел первый малый океанский тихоходный специальный конвой «Дервиш». Впоследствии тем же маршрутом проследовали еще восемь первых караванов судов (конвои PQ1-PQ7b). В дальнейшем база стала местом сборища кораблей для отправки грузов СССР.

Интересно, что Исландия была мирно оккупирована Великобританией 10 мая 1940 года «в ответ» на захват Германией Дании. Небольшой, но очень важный со стратегической точки зрения остров, благодаря усилиям «Хозяйки морей» и США превратился в «непотопляемый авианосец», позволяющий контролировать Северную Атлантику.

Также на конференции прозвучали доклады, посвященные участию польского военно-морского и голландских кораблей в северных конвоях, воспоминания ветеранов и их родственников, посвященные этому эпизоду войны и еще ряд докладов. Всего их было 14.

«До определенного времени взгляд на ленд-лиз у зарубежных и у отечественных историков разнился. На данной конференции складывается ощущение, что найдены общие позиции, общие подходы к пониманию роли и места ленд-лиза и северных конвоев в общей концепции войны. Это не может не радовать», — прокомментировал итоги мероприятия Михаил Супрун.

Возврат к списку

logo.png dvinaland-logo.png военно-историч.jpg историч общество.png Без названия.png