Участники Соловецкой летней школы САФУ защитили свои проекты

Участники Соловецкой летней школы САФУ защитили свои проекты
30.11.2021
Участники Соловецкой летней школы САФУ защитили свои проекты

В Интеллектуальном центре — научной библиотеке САФУ состоялась отчётная конференция восьмой университетской Летней школы «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага», на которой участники подвели итоги работы над проектами.

Процесс их создания условно можно поделить на два этапа. Первый проходит на Соловках, туда школа выезжает на 10 дней, чтобы познакомиться с историей места, поработать в архивах, провести полевые исследования, познакомиться с экспертами, живущими непосредственно на архипелаге. Второй — доработка проектов на большой земле, где идеи и замыслы участников приобретают завершённый вид.

Руководитель Школы — заместитель директора интеллектуального центра — научной библиотеки, к. ф. н. Светлана Тюкина.

В этом году над созданием проектов для развития территории Соловков работали пять научно-образовательных мастерских. Перед группой экологов (руководитель — доцент кафедры биологии, экологии и биотехнологии Вера Рудакова) стояла цель — продолжить мониторинг состояния водоемов острова и оценить степень антропогенной нагрузки на озера, ручьи и Белое море по химическим и микробиологическим показателям. На территории Соловецкого архипелага хозяйственное антропогенное воздействие представлено в виде: сброса бытовых отходов в виде сточных вод и стирки белья вблизи водоёмов, использовании некачественных антисептиков. Находясь на острове, студенты произвели отбор проб воды для анализа. Точки отбора проб были выбраны в зависимости от нагрузки, оказываемой на водоемы — Питьевой ручей, места размещения гостиниц, выход из Святого озера.

— Результаты мониторинга пресных водоёмом по ХПК за три года соизмеримы: степень изменения показателя находится в пределах погрешности, исключая Банное и Святое озеро. С 2019 года увеличилось количество общего фосфора, что можно связать со сбросами хозяйственно — бытовых вод. Заметно возросло количества общего азота во всех пресных водоемах. Скорее всего, это произошло из-за высокой температуры окружающей среды в июне–июле 2021 года, а также минимальном количестве атмосферных осадков, что явилось благоприятным фактором для роста водорослей и цианобактерий, как следствие развития процесса эвторофикации водоемов. Концентрация общего азота в морской воде связана с разложением органических веществ бактериями до азотистых соединений, которые поглощаются растениями. Обилие водорослей на мысе Лабиринтов хорошо это иллюстрирует — концентрация общего азота в этой точке наименьшая не только по сравнению с морскими водоемами, но и пресными. Снижение содержания общего фосфора в водоемах Белого моря может быть связано с уменьшением количества осадков, которые не вымывали из почвы фосфор и не загрязняли водоемы, — комментирует участница школы Татьяна Ловдина.

Благодаря сотрудничеству с Ботаническим садом, у группы экологов появилось новое направление работы. Были взяты образцы растений для проведения — процесса массового бесполого размножения растений в культуре тканей и клеток, при котором возникающие формы растений генетически идентичны исходному экземпляру.

Помимо научного, у группы экологов появился и творческий итог работы. Участники создали авторскую игру о Соловках — интерпретацию игры «Квартет». Главная цель — образовательная. Материал подбирался из открытых источников, архивных документов и научных статей. Акцент сделан на ремесла и промыслы, исторические факты о них и технологические особенности, уникальные для поморского Севера и Соловков. Многие темы перекликаются друг с другом, образуя цельную картину, дополняя друг друга, повышая реиграбельность.

Участники историко-педагогической мастерской (руководители — педагоги Михаил Копица и Василий Кузнецов) подготовили четыре дидактические настольные игры. Каждая из них рассчитана на 40-60 минут, поэтому легко может стать частью учебного процесса в школе. В рамках итоговой конференции Летней школы состоялась игротека, где разработки участников были опробованы в деле.

— «Рождение Соловков» — о процессе создания первых поселений на архипелаге. Её цель через информационные карточки познакомить игроков с географией, природным разнообразием и историей освоения Соловков.

— «Отряд Соловецкий» — об учебном отряде Северного флота на Соловецких островах в годы Великой Отечественной войны. Участники игры становятся курсантами одной из шести школ, готовящей специалистов для Северного флота. В ходе игры происходит знакомство со значимыми личностями этого периода истории.

— «Патриарх» — о значимых для истории русской православной церкви событиях XVI–XVIII веков и представлении ключевых лиц исторических политических и религиозных деятелей того времени.

Музыкальная мастерская (руководитель — заведующий сектором отдела организации и хранения библиотечного фонда Интеллектуального центра — научной библиотеки Анна Ширяева) продолжила разработку темы аудиальной истории СЛОНа. Участники ставили перед собой задачу дополнить и актуализировать информацию о судьбах музыкантов, находившихся в заключении на Соловках в период с 1923 по 1939 годы и проиллюстрировать ее с помощью аудио- и видеоматериалов. Итогом работы стала интерактивная карта с подкастами и базой звуков острова.

— На интерактивной карте Соловецких островов красными точками обозначены отделения СЛОНа, оранжевыми подкасты. При нажатии вы перейдете на ютуб канал, на котором уже опубликованы два наших трейлера, один фильм и два подкаста с фоновым видео, которые снимали на Соловках. Запись шла от часа до двух, при монтаже видео ускорялось до нескольких минут. В Архангельске записали голос, очистили запись от шумов, наложили звук ветра, воды и чаек. Интерактивная карта, точки, и ютуб будут пополняться контентом. Минимальной задачей было записать 3 эпизода подкаста. На данный момент имеются материалы, которые также могут быть записаны, планируем постепенно публиковать новые выпуски. Они также будут отражаться на карте, — рассказывает участница мастерской Екатерина Полушина.

Участники архитектурной мастерской (руководитель — магистрант Высшей инженерной школы Георгий Гарамов) в своём проекте поставили задачу решить проблему, с которой сталкивается туристы на Соловках — навигация. Территория, на которой располагаются туристические маршруты, большая, объектов много и найти некоторые из них бывает непросто.

— Изначально, целью нашей работы было упрощение навигации по основным туристическим маршрутам острова через создание малых архитектурных форм: указателей и табличек. Планировалось разместить их в недостающих местах или более удачно расположить уже имеющиеся. Однако впоследствии было решено разработать онлайн навигацию в Google карты, — рассказывает руководитель группы Георгий Гарамов.

По мнению участников группы, Google карты имеют два преимущества: распространённость и широкий функционал, предоставляемый сервисом для создания и редактирования собственных маршрутов. Участники выделили три направления: дамба, Секирная гора, мыс Печак. На Соловках они проехали на велосипедах по маршрутам, сфотографировали развилки, описали их, зафиксировали координаты. Итогом работы стала карта части туристических маршрутов острова Большой Соловекций. QR-код с ссылкой на сервис участники предоставят в местные точки велопроката, гостиницы, музеи, на информационные стенды.

Инженерно-педагогическая мастерская (руководитель — директор интеллектуального центра — научной библиотеки Александр Гильдебрант) подготовила проект «История мельничного канала в старинных словах, макетах и компьютерной анимации». Перед командой стояла задача предложить для будущей экспозиции музея интерактивные формы работы с посетителями в части инженерной истории. Работа началась с изучения информации из разных источников: анализ архивных документов, консультации архитекторов и инженеров, которые занимались разработками проекта по реконструкции мельницы. Уже на материке участники пришли к выводу о том, что информация содержит крайне мало технических деталей, но исторических данных больше. По этой причине решено было использовать методы представления фрагментированной информации.

— Игровое задание по терминологии в жанре «Вопрос-ответ». Для реализации создана анимация и персонажи, максимально приближенные по уровню образования и языку к типичным старшеклассникам — Дашуля — умница, персонаж создающий образ из изучаемого временем — Василий Мельник и непосредственно экскурсовод.

— Создание модели, которая наглядно показывает все особенности мельничного комплекса. Например, специфика большого нижнебойного колеса, с помощью которого в действие приводятся и другие механизмы, мельница становится многофункциональным комплексом.

— «Современный урок технологии», который представляет собой создание деталей из дерева, при наличии навыков ещё со школьных уроков технологии, конструктор Lego, представленный в формате крупорушки и 3D печать, с помощью этой технологии был создан ряд элементов в модели мельницы.

С защитой проектов жизнь Соловецкой Летней школы сезона 2021 года не завершается. Впереди — продолжение лабораторных биохимических исследований и наблюдение за процессом микроклонального размножения опытных растений из Соловецкого ботанического сада; представление сайта с подкастами об истории Соловецкого лагеря особого назначения на экспозиции Музея истории ГУЛАГа, экспонирующейся в архангельском краеведческом музее; запуск в Интеллектуальном центре САФУ «Поморской игротеки» и проведение мастер-классов об инженерной истории Соловков на площадке Музея занимательных наук.

Организаторы Школы благодарят за поддержку проекта Агентство по развитию Соловецкого архипелага, Фонд развития САФУ, Соловецкий музей-заповедник и Товарищества северного мореходства.

Возврат к списку