К 80-летию иноязычного образования: в САФУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Иностранные языки в экосистеме современного университета»

К 80-летию иноязычного образования: в САФУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Иностранные языки в экосистеме современного университета»
29.11.2021
К 80-летию иноязычного образования: в САФУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Иностранные языки в экосистеме современного университета»

С 25 по 26 ноября на базе САФУ имени М.В. Ломоносова прошли основные мероприятия Международной научно-практической конференции «Иностранные языки в системе современного университета», посвященной 80-летию высшего иноязычного образования в Архангельской области.

В 1941 году правительство Архангельской области пришло к необходимости подготовки специалистов, знающих иностранные языки — английский, немецкий, французский, и именно в эти годы был основан факультет иностранных языков в составе Архангельского государственного педагогического института, преемником которого являются сегодняшние языковые кафедры ВШСГНиМК САФУ имени М.В. Ломоносова. С тех пор вузу удалось накопить славные традиции в области преподавания иностранных языков: подготовлены сотни специалистов, которые работают учителями иностранных языков, переводчиками, а также используют знание языков в других сферах жизни, сложились научные школы в исследовании различных языковых единиц, преподавателями и аспирантами вуза защищены диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по филологии, педагогике, психологии и философии. У вуза появились партнеры в вопросах преподавания и исследования иностранных языков во многих российских городах, а также в других странах мира.

Именно для того, чтобы объединить ученых из САФУ, коллег из вузов-партнеров и всех, кто профессионально занимается лингвистическими и лингводидактическими исследованиями, была организована Международная научно-практическая конференция «Иностранные языки в экосистеме современного университета». Для участия в конференции свои заявки с темами докладов прислали 69 ученых из 17 вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Иваново, Екатеринбурга, Петрозаводска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Омска, Галле (Германия) и Эдинбурга (Великобритания).

На пленарном заседании, открывающем конференцию, были представлены выступления ведущих специалистов в области фундаментальной лингвистики, методики преподавания иностранных языков, литературоведения и межкультурной коммуникации. Спикеры заседания — партнеры кафедр, а также участники научных, методических и международных проектов, которые реализуются в САФУ имени М.В. Ломоносова.

Владимир Ильич Карасик, доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина (город Москва), поделился с участниками конференции своими заключениями о классификациях дискурса, сделав акцент на аксиологической составляющей сетевого дискурса. Людмила Ивановна Гришаева, доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета представила результаты своего исследования, позволяющего определить роль прецедентных феноменов в конструировании симулякров современной культуры. Оба выступающих отметили, что коммуникация в современном мире осложнена многими факторами, одним из которых выступает использование современных информационных технологий, что варьирует степень информационной насыщенности сообщений. Необходимости вдумчивого отношения к анализу литературных произведений писателей разных культур и поиску кросс-культурных параллелей в их творчестве было посвящено выступление Роберта Ирвина, профессора Эдинбургского университета (Великобритания). Идея необходимости формирования сознательного подхода к анализу информации была поддержана в выступлении Татьяны Альбертовны Клепиковой, доктора филологических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного экономического университета, которая обратилась к анализу особенностей коммуникации в эпоху пост-правды. О том, какими должны быть практические занятия по иностранному языку в современном университете с точки зрения современных трендов языкового образования, рассказала в своем выступлении Елена Васильевна Борзова, доктор педагогических наук, профессор Петрозаводского государственного университета. Участники конференции получили возможность познакомиться с достижениями онлайн школы Skyes по использованию современных технологий в измерении прогресса обучающегося. Этот доклад был представлен Алексеем Васильевичем Конобеевым, кандидатом педагогчиеских наук, академическим директором Skyes, ведущим экспертом Академии Минпросвещения РФ (город Москва). Завершила пленарное заседание Андреа Либшнер, PhD, доцент кафедры иностранных языков и перевода, лектор Германской службы академических обменов УрФУ (город Екатеринбург), которая представила возможности для изучения иностранных языков через онлайн-курсы, предоставляемые университетами Великобритании, Финляндии и Франции.

Мероприятия конференции продолжились мастер-классом профессора университета Галле-Виттенберг (Германия) D.Sc. Роберта Скочека (ведущая мастер-класса: кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой и французской филологии Елена Костеневич). Немецкий профессор представил свои идеи об интеграции фонетических законов и материалов в процесс обучения студентов. Мастер-класс проводился на немецком языке и вызвал живой интерес студентов бакалавриата и магистрантов САФУ, преподавателей школ и вузов.

Участники конференции смогли также обсудить свои идеи и результаты проводимых исследований в ряде секционных заседаний.

Участники секционного заседания «Дизайн образовательных продуктов и программ по иностранным языкам» отметили возрастающую ответственность преподавателя современного университета за качество реализуемых учебных программ, необходимость постоянного совершенствования преподавательской деятельности и приобретения новых компетенций, в том числе в сфере проектирования и дизайна образовательных продуктов.

Секция «Когнитивные и дискурсивные исследования языка» проходила в онлайн-формате, что весьма символично демонстрировало интерес многих докладчиков к современным формам интернет-общения, рассматриваемым с когнитивных и дискурсивных позиций.

В секции «Цифровые технологии в прикладной лингвистике» слушатели познакомились с новыми цифровыми ресурсами, направленными на развитие всех видов речевой деятельности, которые могут быть использованы на всех ступенях высшего образования.

Секция «Иностранный язык и когнитивные технологии» состоялась 26 ноября 2021 года в смешанном формате. В атмосфере вовлеченности и продуктивного научного диалога участники обсудили актуальные вопросы, связанные с когнитивными аспектами преподавания иностранных языков, развитием технологий автоматизированного и машинного перевода, а также современными социально-экономическими изменениями и их отражением в языке и речи.

Все участники отметили, что каждый доклад вызвал отклик и дал повод для размышлений. Для участников из других вузов также было интересно окунуться в историю САФУ и послушать о людях, внесших вклад в развитие иноязычного образования.

Конференция «Иностранные языки в экосистеме современного вуза» завершится 10 декабря проведением круглого стола «Иностранные языки и языковое образование: перспективы будущего». Материалы юбилейной конференции будут изданы весной следующего года, материалы в него принимаются до конца января 2022 года.

Возврат к списку