Учитель истории Михаил Копица о студенческих годах, работе в школе и благородной миссии преподавателя

Учитель истории Михаил Копица о студенческих годах, работе в школе и благородной миссии преподавателя
22.04.2021
Учитель истории Михаил Копица о студенческих годах, работе в школе и благородной миссии преподавателя

Михаил Копица — учитель истории, краевед. В 1999 году окончил ПГУ по специальности «История». Уже 21 год преподаёт историю в гимназии № 3 города Архангельска. Соавтор учебника по истории Архангельского Севера. Об учёбе в ПГУ, своём понимании истории, и с какими трудностями столкнутся будущие педагоги, Михаил Николаевич рассказал в интервью ВШСГНиМК САФУ.

Почему ваш выбор пал на исторический факультет?

— В школе интересовался историей. Когда в подростковом возрасте формировались мои интересы, это было время перестройки, связанное с раскрытием белых пятен истории — обострился интерес во всём обществе. Казалось, что прошлое это терра инкогнита, которую нужно открыть заново. И это сильно повлияло на мой выбор.

Почему вы не продолжили учёбу в аспирантуре, а пошли преподавать в школу?

— Мысли об аспирантуре были, но с первого раза я не поступил. Нужно было как-то переждать один год. Устроился в гимназию № 3. Потом так понравилось, что решил остаться. Что касается научных амбиций, они и так реализовались без аспирантуры. Свою фамилию на обложках книг видеть очень приятно.

Какие полезные навыки, помимо знания истории, вы  получили от учебы в ПГУ?

— Учёба в университете в значительной степени меня сформировала. Речь не только о навыках, но и о круге интересов, круге общения. Все книги, которые на меня повлияли, я прочитал в юности. С кем жизнь свела меня в то время, те остаются со мной по сей день.

Историческое образование очень полезно для формирования навыков критического мышления и такого взгляда на жизнь, который позволяет сохранять интеллектуальную автономность, не поддаваться пропаганде, не следовать за массой.

С какими чувствами вспоминаете время, проведённое в стенах университета?

— Конечно, вспоминаю с ностальгией, смешанной с радостью. Потому что классное было время, когда я учился на истфаке. Это было время почти неограниченной свободы, и, сказать по правде, сейчас мне этого не хватает…

Как сложилась судьба ваших однокурсников? В каких сферах они работают?

— Кто-то преподаёт, кто-то работает в сфере культуры, другие наукой занимаются. С некоторыми я до сих пор поддерживаю дружеские и деловые связи. С Романом Болдыревым вместе работаем над серией пособий по региональной истории. С Евгением Тенетовым мы дружим и сотрудничаем в Северном морском музее. С преподавателем Севмашвтуза Николаем Честнейшиным стараемся общаться, пусть в сети и изредка, но для меня это важно.

Как обстоят дела с кадрами в вашей сфере? Охотно ли выпускники вузов идут работать в школы?

— Школа — не самое завидное место для работы в силу разных причин. Во-первых, это недостаточно стимулируется финансово. Во-вторых, преподавание — очень непростой вид деятельности. Мне бы хотелось больше молодых коллег, с которыми можно общаться, придумывать какие-то интересные проекты.

Многие учителя совмещают работу в школе с индивидуальными занятиями и работой в репетиторских центрах. Имеет ли возможность молодой учитель таким образом выйти на стабильный хороший доход?

— Да, только было бы желание. Я уже много лет сотрудничаю с центром «Репетиторская Империя». Здесь сильная команда, преимущественно состоящая из молодых людей. Поэтому если есть желание и готовность трудиться, инвестировать свои силы в будущее, то вполне.

Помимо работы учителем в каких проектах вы заняты?

— К августу готовим выставку, посвященную юбилею Арктического конвоя «Дервиш». Одним из компонентов выставки будет интерактивная дидактическая игра по Северным конвоям. Любой посетитель сможет в неё сыграть, чтобы узнать особенности прохождения конвоев по северному маршруту. Партнер проекта, специалист по дидактическим играм, московский учитель Василий Кузнецов.

Важной частью моей работы стала Лаборатория дидактических игр в Соловецкой летней школе. Благодаря содействию ее руководителя Светланы Тюкиной в 2021 году лаборатория будет работать уже второй год. 

Были проекты с Баренцевым секретариатом, посвящённые общей исторической памяти с Норвегией. На 75-летие Петсамо-Киркенесской операции ездили со школьниками в экспедицию от Мурманска до Тана-фьорда в Норвегии.

Самое главное и приносящее больше всего удовлетворения — это работа над серией учебников пособий по истории Архангельского Севера. Пособия для 6, 9, 10 и 11 уже ушли в школы. На очереди 7 и 8 классы. С этими учебниками работают учителя. Это очень здорово и классно. Я рад, что причастен к этому.

Вы преподаёте в школе уже 21 год. Многие ученики проводят с вами 7 лет за уроками истории. Какие основные мысли, идеи касательно истории вы пытаетесь донести до своих учеников?

— Говоря о 5–8 классах, задача проста: хотя бы показать, что факт отличается от оценки. Если это различие научить понимать, то уже хорошо. До тех, кто постарше, стараюсь донести важную для меня мысль. Прошлое не существует само по себе, это результат наших представлений, а наши представления — это результат наших интерпретаций. И я стараюсь показать, что представление о прошлом меняется, и это неизбежно. Похоже на то, как вы идёте по дороге. Дорога поворачивается, петляет, где-то идёт в гору, а где-то в низину.  И когда вы оглядываетесь назад, зависимости от того, в какой точке вы находитесь, пейзаж перед вами будет один и тот же, но в то же время каждый раз другой. Так же и прошлое очень сильно зависит от точки, из которой мы смотрим. Мне кажется это очень важно дать понять школьникам.

Что следует знать абитуриентам, перед тем как поступать на педагогические направления?

— Особенность педагогической работы в том, что каждый раз ты начинаешь с нуля. Это как Сизиф, поднимающий наверх камень. Когда первого сентября приходишь на работу, возникает полное ощущение, что камень, который ты вкатывал, снова лежит внизу. Но это не значит, что его не нужно поднимать. Каждый раз нужно запастись терпением и начать сначала. Всем, кто хочет заниматься преподаванием, я бы такое дал напутствие: не нужно расстраиваться оттого, что камень снова скатится вниз. Поднимать его — в этом и есть единственный смысл. Вкатывать снова и снова, бороться с невежеством, просвещать, делать смутное ясным и трудное понятным — это очень благородная миссия.

Одна из ваших любимых цитат Иосифа Бродского: «Чем дольше вы останетесь скептиком, сомневающимся, интеллектуально неудовлетворенным, тем лучше для вас…» Как бы вы объяснили это высказывание применительно к изучению истории?

— Нужно быть готовым увидеть нечто с другой стороны. У всех явлений, событий, процессов, которые вы изучаете, всегда есть другая сторона. Попытайтесь её найти, увидеть. Не циклитесь на том, что разжёвано и разложено по полочкам. Пересматривайте снова и снова, потому что жизнь в этом и состоит. Это даёт вкус жизни. И как говорил Марк Блок: «…Если даже считать, что история ни на что иное не пригодна, следовало бы все же сказать в её защиту, что она увлекательна»

В 2021 году САФУ открывает набор на 81 направление бакалавриата, в том числе на »Историю (Классическая история / Историческая политология)» и на «Педагогическое образование «История» и «Обществознание».

Автор: Георгий Конев

Возврат к списку