Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Елена Костеневич: САФУ активно сотрудничает с Гёте-Институтом

Елена Костеневич: САФУ активно сотрудничает с Гёте-Институтом
27.07.2020
Елена Костеневич: САФУ активно сотрудничает с Гёте-Институтом

С 2016 года в Северном (Арктическом) федеральном университете в условиях сетевого взаимодействия с другими российскими вузами реализуется программа магистратуры «Инновационные технологии обучения немецкому языку». О том, как осуществляется сетевое сотрудничество, мы поговорили с доцентом кафедры немецкой и французской филологии Еленой Костеневич.

— Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, немного о Гёте-Институте и о том, как началось сотрудничество с ним нашего университета.

— Немецкий культурный центр имени Гёте является неправительственной организацией, которая нацелена на популяризацию немецкого языка в разных странах мира, а также содействие международному культурному сотрудничеству. Кроме того, Гёте-Институт активно сотрудничает с российскими вузами в сфере образования — реализует совместные образовательные программы и проекты, проводит повышение квалификации учителей и преподавателей немецкого языка.

Наше активное взаимодействие началось в 2014 году, когда Гёте-Институт собрал представителей российских вузов на рабочую встречу и представил инновационный продукт — концепцию программы «DLL — Учимся обучать немецкому». Тогда же возникла идея объединиться с другими вузами, чтобы иметь возможность совместно реализовывать модули программы DLL в условиях сетевого взаимодействия.

Участниками сети стали Казанский федеральный университет, Новосибирский государственный университет, Омский государственный педагогический университет и Северный (Арктический) федеральный университет. Вузы-партнёры приняли решение включить в вариативную часть учебных планов своих образовательных программ четыре модуля DLL, которые являются едиными, согласованными университетами.

— Какие модули включает в себя программа?

— Как уже отмечалось, сейчас мы совместно реализуем четыре модуля: DLL2 — «Стратегии автономного обучения иностранному языку», DLL4 —   «Коммуникативно-деятельностный подход к организации обучения иностранному языку», DLL 5 — «Информационно-технологическое обеспечение процесса обучения иностранному языку», DLL 6 — «Планирование современного урока иностранного языка». Реализация перечисленных дисциплин осуществляется вузами-партнёрами с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на платформе Moodle Гёте-Института.

На протяжении всего обучения магистрантов сопровождают сертифицированные онлайн-тьюторы — преподаватели из вузов-партнёров. Таким образом, магистранты получают широкие знания в выбранной специальности, имеют возможность углубить свои знания немецкого языка, а также получить конструктивный фидбэк не только своего тьютора, но и тьюторов из других вузов. Главное в этой программе — это взаимовыгодное сотрудничество всех участников сетевого взаимодействия — вузов, преподавателей и студентов.

— Раз Вы уже заговорили о тьюторстве. Вы являетесь тьютором для студентов не только САФУ, но и других вузов. Что самое интересное в этой деятельности, что она Вам дает?

— Мне очень нравится работа онлайн-тьютора. Квалификация тьютора включает высокий уровень владения немецким языком, наличие специальных знаний по соответствующим модулям программы, ИКТ-компетентность, способность поддерживать и мотивировать обучающихся, умение грамотно реагировать на ошибки, давать конструктивный фидбэк. Для меня очень ценным является опыт сопровождения магистрантов в ходе реализации практико-исследовательских проектов на платформе. Обучающиеся планируют и реализуют проекты в малых группах. При этом мы стремимся развивать не только профессиональные, но и личностные компетенции обучающихся, такие, как доброжелательность, умение координировать свои действия друг с другом, тактично работать на платформе, в блогах, форумах и чатах, а также умение дать оценку своей деятельности и деятельности своих однокурсников.

Мы учим студентов правильно давать обратную связь с помощью «метода сэндвича»: вначале необходимо отметить все положительные моменты, затем высказать конструктивную критику (если она есть) и уже в конце дать ориентир на развитие — определить, как сделать работу лучше, как совершенствовать деятельность. Тьютор, как я уже отмечала, направляет и консультирует студентов, он не доминирует, тем самым, у студентов появляется возможность свободно, но при этом тактично, выражать своё мнение по дискуссионным вопросам, отстаивать свою точку зрения, развивать рефлексивно-аналитическую компетенцию. Благодаря такому подходу у обучающихся формируется потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

— Сейчас — пора поступления и многие до сих пор находятся в ситуации выбора. Какие преимущества дает магистерская программа «Инновационные технологии обучения немецкому языку»? Почему Вы можете ее рекомендовать тем, кто хорошо знает немецкий язык и стремится развиваться в данном направлении?

— Прежде всего, наша программа благодаря интегрированным в нее модулям DLL дает возможность будущим и уже действующим учителям немецкого языка выступать в качестве исследователя собственной профессиональной деятельности. Всегда очень сложно анализировать свою работу, а мы этому учим, причем, как показывает практика, студенты очень в этом заинтересованы.

DLL предлагает задания, которые связаны с наблюдением и анализом учебного процесса на основе видеозаписей уроков немецкого языка в разных странах мира для понимания процесса обучения, анализа педагогических и дидактических концепций, а также совершенствования собственных профессиональных компетенций.

Каждый модуль DLL завершается практико-исследовательским проектом, цель которого — освоить приемы и методы обучения немецкому языку, овладеть организационными навыками, научиться рефлексии и корректировке образовательного процесса. Главный подход, который мы используем, — исследование через деятельность, что дает возможность, казалось бы, очень сухую теорию превратить в практику, найти то, что ближе к душе и то, что хочется внедрить в свою деятельность.

Поэтому если Вы владеете немецким языком на уровне B1-В2, хотите узнать больше о современных методах и технологиях преподавания немецкого языка, улучшить навыки анализа своей педагогической деятельности и взаимодействовать на немецком языке со студентами из других вузов в условиях виртуальной образовательной среды, — то Вам к нам! Приятным дополнением завершения обучения является международный сертификат Гёте-Института.

Узнать больше о магистерской программе «Инновационные технологии обучения немецкому языку» можно на сайте САФУ.

Возврат к списку