Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Ландшафтный архитектор – профессия прошлого, настоящего и будущего

Ландшафтный архитектор – профессия прошлого, настоящего и будущего
20.05.2020
Ландшафтный архитектор – профессия прошлого, настоящего и будущего

Многим знакомо понятие «ландшафтный дизайн», однако не все знают о том, что существует также ландшафтная архитектура — это гармоничная организация естественного пространства.

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова осуществляется набор по направлению «Ландшафтная архитектура». Это программа бакалавриата, которая рассчитана на четыре года очного обучения. Необходимые экзамены для поступления: биология, математика (профиль) и русский язык. Количество бюджетных мест — 22.

Более детально об этом удивительном искусстве, особенностях профессии и учебной программе, которую предлагает Высшая школа естественных наук и технологий САФУ, рассказывает ландшафтный архитектор, руководитель собственной студии, кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий кафедрой ландшафтной архитектуры и искусственных лесов САФУ Антонов Александр Михайлович.

1. Кто такой ландшафтный архитектор?

Это человек, создающий комфортную среду для жизни, отдыха и труда людей. Человек, создающий красоту и функциональность вокруг нас. Ландшафтный архитектор — профессия прошлого, настоящего и будущего. Она всегда идет на стыке наук, биологии, экологии, искусства и инженерных специальностей. Это профессия для людей, которые не боятся самовыражаться и имеют собственное видение реальности, а также умеют понимать, что важно каждому человеку и индивидуально, и всем все вместе.

2. В чем отличие ландшафтной архитектуры от ландшафтного дизайна?

Ландшафтная архитектура — это преобразование больших пространств, создание условий для жизни и отдыха людей, например, Петергоф, озеленения промышленных предприятий или проекты благоустройства и озеленения дворов в городе. Ландшафтный дизайн — создание уже локальных участков, которые намного меньше по размеру. Например, дизайн клумбы или дачного участка.

3. Какими знаниями должен обладать ландшафтный архитектор?

Знания в области экологии, биологии, искусства, современного компьютерного дизайна, инженерные знания в области строительства и содержания объектов озеленения.

4. Каковы отличительные особенности образовательной программы для студентов?

Программа, которую можно освоить в Высшей школе естественных наук и технологий САФУ, полностью соответствует профессиональному стандарту «Ландшафтный архитектор». Мы учим работать в командах и стремимся, чтобы каждый выпускник был в чем-то лучшим. Еще большим плюсом программы является то, что если научиться создавать сады и выращивать растения на Севере, то будет намного проще начать работать в более южных регионах. Север закаляет как характер, так и навыки создания устойчивых объектов ландшафтной архитектуры в экстремальных северных широтах.

К словам Александра Михайловича хочется добавить несколько слов о дендрарии САФУ. Дендрологический сад имени И. М. Стратановича — это один из старейших садов на Европейском Севере. Он находится рядом с главным корпусом, поэтому студенты без труда могут отрабатывать полученные знания на практике, не покидая территорию университета. В дендрарии собрана полная коллекция местных видов древесно-кустарниковых пород. Кроме того, в нем находятся новые породы растений, нетипичные для нашей местности.

5. Будущий студент должен обладать творческой жилкой и хорошей фантазией. Какие еще навыки потребуются в работе представителю этих профессий?

Умение общаться с заказчиками. Умение правильно визуализировать своей проект, так как в первую очередь заказчик покупает «картинку» того, как будет выглядеть его объект. Очень важно уметь подбирать команду, с которой потом можно начать собственный бизнес, так как каждый должен быть в чем-то специалист, а группа специалистов — это лучшая команда.

6. Расскажите, какие темы изучают студенты, поступившие учиться на архитекторов ландшафта?

Мы стараемся дать знания студентам в тех областях, в которых они будут работать, и применять свои знания. Это, прежде всего садово-парковое искусство, так как без знания истории невозможно создавать будущее. Ботаника, экология и дендрология — они лежат в основе подбора устойчивого ассортимента для объектов озеленения. Газоноведение и цветочные композиции, без цветов и газонов сложно представать сад. Компьютерное проектирование и визуализация именно благодаря этим умениям студенты самовыражаются, показывают свой потенциал и то, каким они видят мир будущего. И очень важный раздел — строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры, важно уметь не только проектировать, но и создавать, строить объекты, а также правильно их содержать, чтобы они радовали нас долгие годы.

7. Профессия урбанист-эколог отмечена журналом Forbes как одна из 25 профессий будущего. Какие еще профессии будут востребованы в ведущих организациях в области ландшафтной архитектуры?

Всегда будут цениться профессии на стыках наук, мы начинаем большой эксперимент по сити-фермерству, а также планируем начать выращивать растения из клеток в лаборатории микроклонального размножения. Всегда будут востребованы люди, умеющие правильно ухаживать за садами и растениями, а также специалисты, разрабатывающие технологии. Всему этому мы учим студентов в САФУ и показываем реальные примеры, как в науке, так и в бизнесе.

8. Расскажите поподробнее о перспективе трудоустройства после получения профессии.

Это профессия для людей, которые не бояться бросать вызов, и после окончания университета они могут начать собственный бизнес в любом из регионов. Специалисты в данной области могут работать в питомниках, ландшафтных студиях, в ЖКХ и в строительной отрасли.

9. Какие дополнительные возможности откроются перед студентом, который продолжит свое образование в магистратуре по направлению «Ландшафтная архитектура»?

В первую очередь это проектное обучение, где все будет строиться по разработке проектов от реальных заказчиков. Во-вторых, это более сильная научная составляющая, где студенты или предлагают, или апробируют новые технологии выращивания и размножения растений. Это бизнес составляющая, когда ежегодно проводится конкурс на лучший проект от реального заказчика, которым руководит студент, он сам подбирает команду и получает заработную плату. Это тот опыт, который помогает на 100% окунуться в профессию.

10. Где могут побывать студенты САФУ во время прохождения различных видов практик?

Одной из самый ярких– это двухнедельная практика в Санкт Петербурге, где студенты знакомятся с историй садово-паркового искусства. Конечно, и дендрологические и ботанические сады Архангельска и области, а также Главный ботанический сад Российской Академии Наук (РАН). Лучшие студенты проходят практику в студиях ландшафтного дизайна и в инновационном предприятии резидента Сколково ООО «Биолаборатория» г. Москва. Производственные практики мы организуем в любой точке России, чем пользуются наши студенты и проходят практики в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Саратове, Ярославле, Петрозаводске, Москве и других городах.

Екатерина Матчина, студентка 3 курса ВШСГНиМК, направление «Реклама и связи с общественностью».

Возврат к списку