Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

ЕГЭ по математике: советы от эксперта

ЕГЭ по математике: советы от эксперта
14.04.2020
ЕГЭ по математике: советы от эксперта

О том, на что необходимо обратить внимание при сдаче ЕГЭ по математике в 2020 году, рассказала председатель региональной предметной комиссии и доцент кафедры экспериментальной математики и информатизации образования САФУ Анна Томилова. 

Как сообщила Анна Томилова, в 2020 году никаких изменений в экзамене по сравнению с прошлым годом нет. С 2015 года ЕГЭ по математике проводится на двух уровнях: базовом и профильном. В 2019 году участники экзамена могли выбрать только один из двух уровней. В 2020 году это условие сохраняется.

Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике базового и профильного уровней также осталась без изменений. 

КИМ ЕГЭ базового уровня (демоверсия) содержит 20 заданий базового уровня сложности с кратким числовым ответом, проверяющих освоение базовых умений и навыков применения математических знаний на практике. В КИМ включены задания по всем основным разделам предметных требований ГОС: геометрия (планиметрия и стереометрия), алгебра, начала математического анализа, теория вероятностей и статистика. Часть заданий имеют выраженную практическую направленность.

КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня (демоверсия) содержит 19 заданий. Часть 1 содержит 8 заданий (задания 1–8) с кратким числовым ответом, проверяющих наличие практических математических знаний и умений базового уровня. Часть 2 содержит 11 заданий по материалу курса математики средней школы, проверяющих уровень профильной математической подготовки. Из них четыре задания (задания 9–12) с кратким ответом и семь заданий (задания 13–19) с развёрнутым ответом повышенного и высокого уровней сложности. 

Анна Томилова рассказала, что в 2019 году впервые с 2015 года в Архангельской области количество участников, сдававших математику на профильном уровне, превысило количество участников, сдававших математику на базовом уровне. В 2020 году эта тенденция сохраняется. Математику на профильном уровне выбрали около 3500 участников, на базовом — около 2800.

«В 2019 году более 90% участников приступили к выполнению заданий с развернутым ответом, но получили ненулевые баллы лишь около 50% участников. При выполнении этих заданий значительная часть участников допускала ошибки, в том числе и вычислительные. Особенно много ошибок было допущено при решении алгебраических задания 13 и 15, при проведении доказательств в геометрических заданиях 14 и 16.  Поэтому при подготовке к экзамену необходимо обращать внимание как на правильное применение основных формул и преобразований, изучаемых в старшей школе, так и на повторение математики основной школы, связанного с решением уравнений, неравенств, их систем и совокупностей. Также необходимо повторить основные геометрические определения и теоремы, основные методы решения геометрических задач, обращать внимание на корректность и полноту математических обоснований», — отмечает Анна Томилова. 

По словам эксперта, на самом экзамене (профильный уровень) сначала следует выполнить задания базового уровня сложности, обязательно проверить все вычисления и правильность заполнения бланков для заданий с кратким ответом. А затем приступать к заданиям с развернутым ответом. Чаще всего участники экзамена стараются решить алгебраические задания 13 и 15, экономическую задачу (задание 17). Нужно попробовать получить баллы и за задание высокого уровня сложности (задание 19). Участники экзамена с хорошим уровнем подготовки первые 12 заданий (задания с кратким ответом) выполняют менее, чем за один час. Если какое-то задание не получается, лучше его отложить и перейти к следующему.

Главной основой успешной сдачи экзамена по математике является качественное системное изучение математики, отсутствие пробелов в базовых математических знаниях. Итоговое повторение и завершающий этап подготовки к экзамену должны способствовать выявлению и ликвидации проблемных зон в знаниях учащихся, закреплению имеющихся умений и навыков в решении задач, снижению вероятности ошибок. 

«Нельзя забывать о том, что подготовка к ЕГЭ — это только подготовка к ЕГЭ, и она будет успешной на фоне общих математических знаний. Поэтому сводить обучение в последний год-два только к прорешиванию вариантов чревато провалом на ЕГЭ. Практика показывает, что прорешивание открытых вариантов ЕГЭ прошлых лет не дает ожидаемого эффекта», — подчеркивает Анна Евгеньевна. 

Правильным подходом является систематическое изучение материала, решение большого числа задач по каждой теме — от простых к сложным, изучение отдельных методов решения задач. Анна Томилова отмечает, что варианты подготовительных сборников, открытые варианты можно и нужно использовать в качестве источника заданий, но их решение не должно становиться главной целью, они должны давать возможность иллюстрировать и отрабатывать те или иные методы. При подготовке к профильному экзамену в первую очередь необходимо выработать быстрое и правильное выполнение заданий первой части, используя в том числе и банк заданий экзамена базового уровня. В записи решений к заданиям с развернутым ответом нужно особое внимание обращать на построение чертежей и рисунков, лаконичность пояснений, доказательность рассуждений. При этом не следует забывать о том, что подготовка к ЕГЭ будет успешной только при условии качественного системного изучения математики, что подготовка к ЕГЭ, как и ко всякому экзамену — заключительная часть этапа обучения, а не цель обучения.

Эксперт напоминает, что подробному анализу ошибок и методическим рекомендациям по подготовке к ЕГЭ по различным предметам посвящены вебинары, размещенные на сайте ГАУ АО ЦОКО в разделах Педагогам и Родителям https://aocoko.ru/pedagogam/

Ведущие вебинаров: председатели и заместители председателей предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников ОГЭ и участников ЕГЭ Архангельской области.

На сайте Федерального института педагогических измерений http://fipi.ru/ начинают размещать видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, которые проводят  руководители комиссий по разработке КИМ в рамках онлайн-марафона Минпросвещения России в соцсети «Вконтакте».


Возврат к списку