Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Вышел фильм о работе «Летней школы САФУ-ВШЭ» на Соловках

 
Вышел фильм о работе «Летней школы САФУ-ВШЭ» на Соловках
13.09.2019
Вышел фильм о работе «Летней школы САФУ-ВШЭ» на Соловках

«Человек и место» — главная тема пятой совместной Летней школы на Соловках Северного (Арктического) федерального университета и Высшей Школы Экономики. Образовательный интенсив посвящен комплексному развитию территории с уникальным природным и историко-культурным наследием.

В течение полутора недель 10 проектных групп проводя на Соловецком архипелаге научные исследования, слушают лекции, участвуют в мастер-классах, тренингах, дискуссиях, посещают экскурсии для более глубокого знакомства с наследием Соловков. В этом году впервые в рамках школы для студентов были проведены экспериментальные игры на знакомство и моделирование будущего Соловков от Санкт-петербургской студии анимации «Да» и их коллег из «Метаверситета».

«Мы сегодня  не обладаем полнотой информации по работе разных инженерных объектов, но считаем очень важным, чтобы эту историю раскрывать, потихонечку раскапывать, делать ее достоянием общественности. В прошлом году мы создали достоверную модель работы Сухого дока. Для того, чтобы понять, как это работает, нужно создать достоверную модель. Достоверную с точки зрения инженерии и физики. Поэтому мы знаем здесь все размеры, мы понимаем, сколько воды нужно, чтобы его наполнить, понимаем  что даже чтобы его наполнить, нужно чтобы вода в Святом озере опустилась на 8 см. И находим в документах потом подтверждение о том, что во время испытаний это подтверждается, примерно такие цифры и выдаются в документах столетней давности», — рассказал о работе группы Инженерно-педагогической мастерской руководитель, директор Интеллектуального центра Александр Гильдебрант. Итогом работы инженерной группы в прошлом году стала компьютерная модель функционирования сухого дока, на основе которой  был разработан урок по физике, где условия задачи представлены в натурном виде — модели сухого дока. В этом году, была группе поставлена похожая задача по гидроэлектростанции.

Группа студентов, обучающихся на направлениях информационных технологий, работала с Соловецким музеем-заповедником над виртуальным туром.  Музей приобрел специализированное оборудование — штатив-головку на 360 градусов, на которую устанавливается фотоаппарат, что позволяет делать снимки и объединять их в панораму.

«Человек и место»: как они друг друга определяют, меняют, ощущают» тема работы социологического блока. Особенно важна оценка самоидентичности жителей  поселка, где человек одновременно и субъект жизни и постоянный объект исследований. Группа социологов провела вебинар с преподавателем ВШЭ в Санкт-Петербурге,   Лидии Рахмановой, которая защитила кандидатскую диссертацию по исследованию идентичности соловецких жителей, а в настоящее время реализует проект по этой теме на Фарерских островах.


«Во время общения с Лидией родилась очень важная идея, которая стала лейтмотивом работы нашей группы в этом году — это возврат данных населению. То есть одним из вопросов нашего гайда будет о развитии науки и научных проектов на Соловках.   По примеру нашей Школы мы видим какое количество ученых сюда приезжает. Но насколько эти исследования возвращаются населению Соловков? Мне кажется, что это очень важно, в социологии особенно, поэтому мы над этим будем работать», — поделилась  доцент кафедры философии и социологии Высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации САФУ Ольга Руссова. 

Группа кафедры инженерной геологии,  оснований и фундаментов Высшей инженерной школы САФУ обследовали здания поселка, определяли их техническое состояние.

«Задача нашей группы это рассмотреть задания в поселке, относящихся к жилым, общественного назначения, промышленным зданиям, выделить здания жилые в первую очередь относящиеся к категории ветхого аварийного жилья, возможно предложить проекты переселения из этого жилья, проекты нового индивидуального и многоквартирного домостроения, которые будут вписываться в архитектурный ансамбль  архипелага в целом и поселка в частности», — рассказал ассистент кафедры инженерной геологии, оснований и фундаментов Высшей инженерной школы САФУ Дмитрий Тюрин.

В дальнейшем группа планирует рассмотреть многовариантный план  развития поселка, по позитивному, негативному и реалистичному сценарию. И  в соответствии с этим, в качестве рекомендаций представит виды строительных работ по сооружениям и объектам, которым требуется  реконструкция.  

Задача  исследовательской группы культурологов и историков — музееведов — поиск в архивах музея материалов для выставки «Прошу физически меня уничтожить» и сайта, посвященных репрессированным сотрудникам архангельских учебных заведений, вошедших в состав САФУ. Выставка откроется в Архангельске 30 октября 2019 года.

«Сейчас в музее САФУ мы работаем над созданием выставки, посвященной 90-летию университета: Архангельский лесотехнический институт был открыт в 1929 году.  Часть этой выставки будет посвящена репрессированным сотрудникам, это сотрудники АЛТИ, Педагогического института, сейчас мы находим данные о репрессированных студентах и преподавателей из Северодвинска. Мы открыли порядка 120 фамилий», — поделилась Ольга Полякова специалист Центра сохранения историко-культурного наследия Арктики Интеллектуального центра САФУ.

Также в архивах шла работа группы культурологов  по исследованию музыкальной культуры на Соловках. Это малоизученная тема, которая  поможет дополнить понимание образа жизни архипелага в разные исторические эпохи. Такая работа проводится  впервые.


Традиционно, в рамках Летней школы на Соловках проходят экологические исследования. В этом году студенты занимались мониторингом природных водоемов на территории поселения Соловецкое: исследование на предмет загрязнения хозяйственно-бытовыми сточными водами состояния озер и морской прибрежной зоны.


Финальная защита проектов групп пройдет 2 ноября в Интеллектуальном центре САФУ.


Возврат к списку