Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

С севера на север: студенты об академическом обмене САФУ и Университета Тромсе

С севера на север: студенты об академическом обмене САФУ и Университета Тромсе
10.10.2018
С севера на север: студенты об академическом обмене САФУ и Университета Тромсе

25 лет САФУ и Университет Тромсе организуют академический обмен студентами. Интервью со студентами из программ обмена начал 2000-х годов — Львом Левитом и Татьяной Сорокиной — мы уже опубликовали. О том, как проходят обмены сейчас, мы спросили у современных студентов.

Около 30 студентов САФУ ежегодно проходят семестровое обучение в Университете Тромсе, изучая международные отношения, зарубежное регионоведение, экономику и бизнес-администрирование, юриспруденцию, экологию и природопользование, информационные технологии.

Среди других федеральных университетов Северный Арктический лидирует по количеству участников программ мобильности. При этом она практически на 100% обеспечивается грантами: студенты получают стипендии для прохождения обучения, практик, стажировок, участия в школах. Популярность именно этого направления мобильности и почти полного обеспечения грантами объясняется тем, что в регионе действуют наработанные механизмы финансовой поддержки мобильности: программа Университета Арктики «Север к Северу», «Баренцплюс», программа Российско-норвежских государственных стипендий, а также гранты, выделяемые в рамках межуниверситетских и межстрановых соглашений.

О самостоятельности и тайм-менеджменте

Елизавета Ламова и Анна Лукачук — выпускницы кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации — в 2016 году учились в Университете Тромсе по гранту программы «Fellowship for students in the high Horth».

«У нас были курсы по британской литературе, политической сатире и английскому языку. Мы выбрали их сами, исходя из своих интересов, потому что по журналистике не было курсов, которые нам могли бы перезачесть в Архангельске. Курсы ты выбираешь всегда сам», — рассказывают Анна и Лиза.

Участницы программы стажировки говорят, что норвежская учеба отличается от российской: вся ответственность за обучение лежит полностью на студенте.

«Это было необычно: на первый взгляд кажется, что учебы очень мало. Несмотря на то, что за семестр ты набираешь наибольшее возможное количество кредитов, ты можешь прийти в университет 2-3 раза в неделю и просидеть там максимум час или два. Остальное время по факту свободное. На семинарах и занятиях происходит обсуждение, и смена распорядка с загруженного на очень свободный в плане академических часов соблазняет тебя расслабиться. Но нужно собраться и понять, что нагрузка одинаковая. Самого себя заставить учиться гораздо сложнее, но с привычкой становится проще. Эта система нацелена на результат. Можно в течение семестра не появляться на парах, но в конце курса нужно будет сдать очень сложный экзамен — намного сложнее того, который проводится по билетам. Там все экзамены письменные на английском, и нужно уметь выражать свои мысли и владеть материалом. Преподаватели помогают во всем. Нет такого, что ты не вписываешься с каким-то проектом в рамки. Можешь делать проект на любую тему, но нужно взять на себя эту ответственность. Также они уходят от формального общения, на паре идет постоянный диалог. Взрослая жизнь — это не наш университет, это учеба там. К тому же мы были самыми младшими, несмотря на то, что академически мы учились вместе», — поясняет Елизавета.

«Очень здорово, когда есть возможность учиться на неродном языке. Вначале всегда требуется какое-то время для перестройки, умение сориентироваться в ситуации», — добавила Анна.

Магистр 1 курса Высшей школы энергетики, нефти и газа САФУ Алексей Кангаш в Норвегии работал над расчетами для своей магистерской работы. Его поездка стала возможной благодаря SIU — программе академического обмена, которая финансируется Министерством образования и Министерством международных отношений Норвегии, Норвежским агентством по сотрудничеству в области развития и Европейской комиссией.

«В Университете Тромсе построена отличная от нашей система. Например, ты можешь прийти в университет в любое время дня и ночи, чтобы работать над своим исследованием, и тебя никто не будет останавливать. Если тебе что-то нужно для работы, это закупят. Программа, в которой я работал, была закуплена для одной из студенток, занимавшейся ветроэнергией. А студенту, занимавшемуся изучением дронов, просто купили дрон. Больше всего на эту систему похож Технопарк САФУ», — рассказывает Алексей.

Диссертация Алексея посвящена ветроэнергетике, и все два месяца в Университете Тромсе он посвятил работе над расчетом ветропотенциала Соловецкого архипелага с норвежским профессором и его ассистентом.

«Ветропотенциалом Соловков пока никто не занимается, и я работал в рамках государственного задания по анализу возможных альтернативных источников энергии, которое сейчас есть у САФУ. Полученные данные я буду использовать для написания магистерской диссертации. Сейчас мы с профессором и его ассистентом продолжаем работу над этой темой и пишем научную статью», — пояснил он.

Александр Власов, выпускник Высшей школы энергетики нефти и газа со специализацией «Нефтегазовое дело», провел в Университете Тромсе чуть больше четырех месяцев.

«Мой профиль обучения немного нетипичен для Тромсе: обычно туда ездят студенты гуманитарных направлений, но мне посчастливилось пройти конкурс, чему я несказанно рад. Я жил и учился там чуть больше четырех месяцев по программе партнерского сотрудничества Архангельск-Тромсе, это внутривузовская программа. Она была третьей, на которую я подавал документы — и заявка выстрелила, меня взяли, в отличие от первых двух. Поэтому если вас не одобрили по первой же поданной заявке, не опускайте руки — пробуйте еще! Попал я туда, выдержав конкурс с достаточно хорошим средним баллом. В том семестре, когда я приехал, не было курсов по моей специальности, поэтому я решил подтянуть английский язык на курсах бизнес-английского, изучить историю и культуру арктической Норвегии, чтобы проникнуться тем местом, где живу», — рассказал Александр.

Вне учебы

Студенты программ обмена за границей получают не только академические знания. Они включаются в студенческую жизнь и проходят трудную школу общения с людьми иной культуры.

«Это мой первый опыт пребывания за границей. Первое впечатление — это вид на Норвегию с самолета. Везде горы и море, и в первую минуту я подумал, что там совсем негде приземлиться. Бытовые трудности — история с ключом, который не подошел к двери моей комнаты, поэтому все выходные мне пришлось ночевать у встречавшего меня человека — убедили меня, что люди везде одинаковые, так же могут забыть или сделать что-то неверно.

Мне очень повезло в том, что попались хорошие соседи, коренные норвежцы Матиас и Андреас. Одному из своих соседей я помогал делать физику. В начале из-за языкового барьера было очень трудно общаться, но я его преодолел и сейчас разговариваю неправильно, но уверенно. С некоторыми из ребят, с которыми были смежные предметы, мы подружились, у нас образовалась компания. Я включился в студенческую жизнь. Там много русских студентов и президентом студенческого общества был молодой человек из России, поэтому студентам отсюда было легче включиться в жизнь университета», — рассказал Александр.

«Среди студентов Университета Тромсе много иностранцев, и проблем в общении у меня ни с кем не было. Никаких предрассудков относительно меня не было. По программе обмена мне оплатили перелет, общежитие и заплатили стипендию в 10 000 крон. Этого хватило на жизнь сполна. В свободное время от своего исследования я играл в футбол вместе с остальными студентами, занимался в тренажерном зале», — поделился Алексей.

«С языком у нас никаких проблем не возникало — мы ездили с хорошим уровнем подготовки. Мы пришли волонтерами в студенческий журнал — нам было очень интересно, как они работают. За это нам дали бесплатный абонемент в спортзал! В этой работе мы получили опыт интервьюирования и написания материалов на английском — это здорово, особенно в англоязычной среде», — рассказывают Анна и Елизавета.

С севера на север

25 лет назад были организованы первые археологические практики в Норвегии, обмены в рамках программы «Рыночная экономика». Студенты Архангельска стали изучать норвежский язык. Совместно с норвежскими коллегами из Университета Тромсе была разработана семестровая программа «Изучение России».

Также с 1993 года на регулярной основе в САФУ ведётся преподавание норвежского языка студентам по направлению бакалавриата «Лингвистика» с последующим проведением экзамена, в котором участвует норвежский цензор. Студенты этого направления, 10 человек в год, проходят семестровую стажировку по курсу «Норвежский язык, литература и культура» в Университете Тромсе.

Студентам англоязычной магистерской программы САФУ «Управление экологическими рисками» предоставляется возможность семестрового обучения в Университете Тромсе. 12 студентов САФУ обучаются на англоязычной дистанционной программе «Менеджмент в сфере туризма», реализуемой совместно с Университетом Тромсе и Лапландским Университетом прикладных наук (Финляндия) имеют возможность участия в летних и зимних школах на базе партнерских университетов.

В целом порядка 300 студентов САФУ ежегодно учатся в зарубежных вузах по таким направлениям как экономика, менеджмент, нефтегазовое дело, экология и природопользование, социология, международные отношения, иностранные языки, педагогическое образование.

Чтобы попасть в программу академического обмена можно уже на первом курсе задаться целью получить сертификат на владение английским языком, и уже весной следить за объявлениями о конкурсах на сайте САФУ в разделе International «Учеба за рубежом». В течение всего учебного года эксперты Центра международной академической мобильности проводят информационные кампании и семинары на общеуниверситетском уровне и под конкретные направления подготовки. Индивидуальные консультации можно получить непосредственно в Центре международной академической мобильности. Студенты также могут отслеживать актуальные новости о текущих конкурсах на сайте САФУ и в группе в социальной сети ВКонтакте.

Фотографии из личных архивов
Анны Лукачук, Александра Власова и Андрея Кангаша


Возврат к списку