Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

На Соловках состоялась летняя полевая археологическая школа САФУ и Соловецкого музея-заповедника

На Соловках состоялась летняя полевая археологическая школа САФУ и Соловецкого музея-заповедника
03.08.2018
На Соловках состоялась летняя полевая археологическая школа САФУ и Соловецкого музея-заповедника

«Комплексные исследования исторических ландшафтов» — такова была тема Летней полевой археологической школы на Соловках. Ее организовали САФУ и Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

В научно-образовательном проекте приняли участие ученики историко-археологической школы «Клио» при САФУ, а также учащиеся, студенты и аспиранты из Архангельска, Архангельской области, Москвы и Санкт-Петербурга.

«Задача летней полевой школы — ознакомление ее участников с научно-исследовательской деятельностью, с практической стороной археологических разведок и раскопок. Для этого очень важна музейная среда и те уникальные познавательные возможности, которые создает реальная исследовательская обстановка исторических ландшафтов Соловецкого монастыря, объекта культурного наследия Юнеско. Ребята получают бесценный опыт работы в полевых условиях, перенимают знания у опытных специалистов», — рассказала директор НОЦ «Археология Севера» Мария Шульгина.

Образовательная программа школы отличалась большой насыщенностью и включала мастер-классы, лекции, практические занятия, экскурсии, встречи с историками, археологами и музееведами.

Заместитель директора по научной работе музея, заведующий отделом археологии, кандидат исторических наук Александр Мартынов рассказал ученикам школы об опыте изучения первобытного прошлого Соловецкого архипелага и Беломорья и провел обзор археологических коллекций предшествующих сезонов. Заведующий научным архивом и библиотекой музея Татьяна Шилова познакомила юных исследователей с основами методики учета и хранения документов в ведомственном архиве, раскрыла особенности работы с историческими документами и картами. Главный хранитель фондов Соловецкого музея-заповедника Надежда Веселовская провела практическое занятие в фондах музея, посвященное учетно-хранительской работе, а также продемонстрировала ребятам уникальные собрания изделий из металла.

Под руководством начальника археологической экспедиции САФУ и Соловецкого музея Александра Зарайченко участники школы узнали об особенностях формирования культурного слоя, основах проведения ландшафтных археологических исследований, освоили навыки работы с геодезическим оборудованием и беспилотным летательным аппаратом. Директор научно-образовательного центра «Археология Севера», доцент кафедры отечественной истории САФУ кандидат исторических наук Мария Шульгина провела интерактивную лекцию по истории и методическим аспектам археологических исследований Соловецкого монастыря.

После архивной работы с документальными и иллюстративными источниками по истории скитов и пустыней Соловецкого монастыря участники школы приступили к собственным полевым исследованиям археологических ландшафтов: в Савватьевском и Исааковском скитах, Филипповой пустыни (остров Большой Соловецкий), Андреевском ските (остров Большой Заяцкий), Свято-Троицком ските (остров Анзер).

В последний день работы полевой школы на научно-практическом семинаре юные исследователи представили свои проекты экспертам, ведущим сотрудникам Соловецкого музея. Проблемы изучения и сохранения исторических ландшафтов монастырских скитов и пустыней стали предметом обсуждения специалистов музея, университета и участников школы за круглым столом. В заключение ребята провели презентацию разработанной ими для музея методической программы интерактивного занятия по археологии.

Ученики летней школы поделились своими впечатлениями от пребывания и работы на Соловецком архипелаге.

«Благодаря школе мне удалось расширились свои представления об истории Соловков и Русского Севера. Результатом работы стали собранные архивные, полевые материалы и заготовка для будущей статьи. Также я получила полезный опыт проведения подобных мероприятий. Мы весело и с пользой провели время», — Екатерина Аверина, 18 лет.

«Я рад, что поучаствовал в летней полевой школе на Соловках, очень увлекательные занятия! Результатом стала моя научная работа об истории Свято-Троицкого скита на острове Анзер. Благодаря полевой школе, я изучил архивные материалы, посетил скиты Соловецкого архипелага, получил много полезной информации. Интересно было пообщаться с ребятами в экспедиции», — Розов Максим, 12 лет.

«Программа школы была интересная. Я сблизился с учащимися и преподавателями, познал азы настоящей научной экспедиционной работы в полевых условиях. Хотелось бы побывать на Соловках снова. Это удивительное место, где прекрасная природа и люди», — Савелий Седельников, 15 лет.

«Мне понравилось все. Я узнал много нового, принял участие в создании методической программы для музея на Соловках. Удалось лучше узнать историю Соловецкого монастыря, провести собственное исследование по ландшафтной археологии Андреевского скита на острове Большой Заяцкий. Я попробовал управлять беспилотным летательным аппаратом. Также для меня важно было получить опыт работы в составе команды, научиться распределять задачи в исследовательском коллективе», — Тяпков Тимофей, 14 лет.

«Участие в летней школе на Соловецких островах дало мне бесценный опыт и массу хороших воспоминаний. Было интересно прослушать лекции об истории Соловков, проследить путь артефакта от его обнаружения в результате раскопок до выставки в музее, познакомиться со специалистами и побывать на скитах. Благодаря всем этим мероприятиям я смог пополнить багаж своих знаний. В конце программы летней школы каждый из нас сделал свой проект по скитам и, уже все вместе, составляли программу занятия для учеников 6-11 классов на тему „Археология Соловков“. Это было важное для всех нас испытание, где одни смогли попробовать выступить впервые на конференции, а другие — закрепить свой опыт в исследовательской работе. Надеюсь принять участие в летней полевой школе и в следующем году», — Владимир Шошин, 17 лет.

Завершилась полевая школа церемонией вручения сертификатов и награждения участников. Эксперты отметили широкие перспективы представленных проектов и пожелали начинающим исследователям продолжить научную работу в этом направлении.

Полученные в ходе работы Школы материалы будут представлены на научных конференциях, введены в научный оборот в сборнике статей. Результаты предпринятых исследований станут востребованы в учебном процессе, а также будут положены в основу научно-популярного фильма.

Работа школы состоялась благодаря поддержке Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря, а также экскурсионного бюро «Независимые гиды».

Арина Кононова, Марина Зыкова

Возврат к списку