Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

«Участник должен проявить умение думать» — Валерий Лунин о Всероссийской олимпиаде школьников по химии — 2018

 
«Участник должен проявить умение думать» — Валерий Лунин о Всероссийской олимпиаде школьников по химии — 2018
03.04.2018
«Участник должен проявить умение думать» — Валерий Лунин о Всероссийской олимпиаде школьников по химии — 2018

Президент химического факультета МГУ, академик РАН, председатель центральной методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по химии Валерий Лунин рассказал об особенностях конкурсных заданий и уровне организации олимпиады этого года.

— Валерий Васильевич, вы возглавляете центральную методическую комиссию олимпиады с 2002 года. В этом году соревнование чем-то отличается от предшествующих?

— Судя по показу работ, она более спокойная, чем предыдущие. Ребята удовлетворены теми баллами, которые получили в ходе двух теоретических туров, а на экспериментальном этапе они сами сразу видели свои результаты. Участники могли задать вопрос лично автору задачи, и он тут же на него отвечал. Авторы подробно объясняли участнику, где тот допустил ошибку. Наверное, с этим и связано, что очень немногие выражают непонимание или несогласие с результатами.

— То есть все было спокойно и без особых сложностей?

— К досаде могу отнести только то, что двое ребят не выполнили те требования положения об олимпиаде, которые мы им и их наставникам объясняли по крайней мере раза три. Это требования о том, что нельзя пользоваться вспомогательными материалами, нельзя брать на тур телефоны или выносить из аудитории задания и свои решения.

Во время первого тура пришлось удалить одну участницу, поскольку она достала шпаргалки. Мы постоянно напоминаем, что во время решения заданий идет видеозапись и наблюдают волонтеры. Говорим участникам: «Пожалуйста, ребята, если у вас с собой что-то есть для психологической поддержки, не нужно пытаться это достать, не нужно даже прикасаться».

Второй случай был связан с тем, что участник не сдал тетрадь с решениями. Мы не досчитались одной тетради, а потом пришел участник и сказал, что он забыл ее оставить, но зачесть его работу в таком случае было уже невозможно.

Кроме этого никаких недоразумений не было.

— Как вы считаете, задания олимпиады усложняются с годами или нет?

— Методическая комиссия, которая затем входит в состав жюри, работает уже столько лет и с такими богатыми традициями, что уровень сложности заданий примерно одинаков всегда. Мы даем задачи в пределах знаний, которые ребята получают в школе и на предыдущих этапах: школьном, муниципальном, региональном, они ведь победители! Качество заданий совершенно уникально, потому что выполнить их участник может только хорошо подумав и поняв, что от него требуется.

— А есть ли какая-то творческая составляющая в этих заданиях?

— Конечно, это я и имею в виду, говоря о качестве. В первую очередь участник должен проявить умение думать. Если на всемирной олимпиаде дается алгоритм для выполнения заданий и большая их часть — расчетная, то у нас много задач на сообразительность. Да и придумать задачу — это тоже творчество.

— Кто составляет задания и оценивает решения?

— У нас уникальное жюри. В его составе есть молодые ребята, которые сами победители олимпиад, в том числе Булат Курамшин — абсолютный золотой медалист Международной олимпиады по химии 2016 года. Он составил несколько задач для олимпиады. Булат — студент второго курса Казанского федерального университета и прекрасный автор.

Члены жюри — они же составители заданий — высококвалифицированные специалисты. На показе работ я подходил к тем, у чьих столов нет участников. Я спрашиваю: «Почему простаиваете?». А они говорят, так составили задания, что детям все понятно. Вот что значит профессионализм! Это очень важно.

— Что вы можете сказать об организации олимпиады в этом году?

— Мы третий раз проводим олимпиаду в САФУ. В первый раз это было в 2009 году, тогда это была 45 олимпиада. Второй раз был в 2011 году. А сейчас 45 превратилась в 54. 54 олимпиаду мы снова проводим здесь. Я должен отметить необыкновенно высокий уровень организации на всех этапах: встреча, расселение и ребят, и жюри, проведение теоретических туров и экспериментального. Все было очень четко отлажено.

Мы очень благодарны организаторам — представителям Северного (Арктического) федерального университета за их профессионализм, за доброе отношение к участникам, общение с нами.

Опыт сотрудничества САФУ с химическим факультетом МГУ очень велик. Мы имеем совместную кафедру по теоретической и прикладной химии в течение уже 17 лет. Сотрудничаем и в рамках ученого совета, и с центром коллективного пользования научным оборудованием САФУ «Арктика». Это уникальный центр, равного которому нет ни в одном университете нашей страны. Есть перспективы дальше развивать наше партнерство.


Напомним, заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии проходит в САФУ до 4 апреля. Победители смогут поступить в университеты России на профильные направления, а призеры получат 100 баллов на ЕГЭ.

Закрытие заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии состоится 4 апреля в 11:00 в актовом зале главного корпуса САФУ.

Возврат к списку