Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Наталья Дранникова: Молодые специалисты должны вернуть Архангельской области статус ключевого центра изучения русского фольклора

 
Наталья Дранникова: Молодые специалисты должны вернуть Архангельской области статус ключевого центра изучения русского фольклора
14.11.2017
Наталья Дранникова: Молодые специалисты должны вернуть Архангельской области статус ключевого центра изучения русского фольклора

В САФУ на базе Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера завершилась Всероссийская молодежная научная школа по фольклористике «Народные культуры Европейского Севера: новые методы исследования». Мы пообщались с ее организатором, доктором филологических наук Натальей Дранниковой. Она рассказала об итогах мероприятия в этом году.

Наталья Васильевна, расскажите, чем живет современная фольклористика? Может ли эта наука осмыслять вопросы, связанные с современными социальными процессами?

Современная фольклористика взаимодействует с различными науками, прежде всего, с антропологией. Работа нашей молодежной школы свидетельствует о новом понимании фольклора, которое сложилось в науке. За последние 25 лет сильно изменилось его предметное поле. Современные фольклористы занимаются изучением не только традиционной культуры, но и интернет-фольклора (интернетлора), фольклора представителей различных субкультур и профессий, семей, исследованием нарративов о советском периоде истории нашей страны и ее повседневности.

Расскажите, какие темы были наиболее интересными на прошедшей школе молодых фольклористов в САФУ?

Как и прежде, большое значение архангельскими фольклористами придается исследованиям, связанным с анализом традиционного фольклора Архангельской области. Молодыми учеными были прочитаны доклады о структуре и семантике похоронно-поминальной обрядности Онежского района, свадебном обряде реки Устьи. Обстоятельно были рассмотрены традиционные промысловые обряды, связанные с выловом рыбы и морского зверя. С этой целью использовались архивные материалы начала XX века из фондов Вельского краеведческого музея и конца XX — начала XXI века из Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера САФУ. Один из исследователей делал анализ фольклорных нарративов, опубликованных на страницах журнала «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера» с1909 по 1919 год.

Для фольклористов большое значение имеет живое общение с информантами. Расскажите, каким образом была организована практическая деятельность молодых ученых на школе в этом году?

В последний день работы школы состоялась выездная полевая сессия в Архангельске. Молодые исследователи разбились на группы, каждую из которых возглавлял научный куратор. Во время сессии отрабатывалась методика сбора и фиксации полевого материала. Одна из групп работала с Любовью Борисовной Бровиной (1937 г. р.), которая является потомственной архангелогородкой. Ее дед — Степан Иванович Бутаков, был лоцкомандиром Архангельского общества лоцманов с 1916 по 1920 год. В 1927 году он был расстрелян органами НКВД, а его семья подверглась репрессиям. От Любови Борисовны были записаны устные рассказы о дореволюционной истории Архангельска, о ее общении с известным исследователем истории и культуры Русского Севера Ксенией Гемп.

Вторая группа вела запись информации от Лии Федоровны Родионовой (1937 г. р.), уроженки деревни Лямцы Онежского района. Знакомство с ней магистрантов, обучающихся по программе «Фольклор, литература и культура Европейского Севера», состоялось во время летней фольклорной экспедиции в Онежский район в 2017 году. Лия Федоровна — талантливая рассказчица. Во время полевой сессии от нее были записаны воспоминания о Великой Отечественной войне и послевоенных годах. В 1944 году Лия Федоровна пошла в первый класс, поэтому она подробно рассказала о школьной послевоенной жизни. Это были годы страшного голода и дефицита, когда из-за отсутствия учебников учителя, для того чтобы обучать детей азбуке, вырезали буквы из газет, а дети выполняли домашние задания на любом клочке бумаги, например, на обертках от папирос.

Какие задачи удалось решить благодаря проведению молодежной школы по фольклористике в этом году? Насколько важно проводить такие мероприятия?

Изучение фольклора позволяет магистрантам и аспирантам глубже понять литературный процесс и современные культурные и игровые практики, например, увидеть североевропейские фольклорные мотивы в сказках Закариаса Топелиуса и в виртуальном мире компьютерных игр.

В целом же, считаю, что работа молодежных научных школ, особенно по фольклористике, имеет большое значение для Архангельской области. Школы позволяют передавать накопленные нами опыт и знания. Они обеспечивают связь между разными поколениями ученых. Кроме того, важно помнить, что региональная наука ни в коем случае не должна замыкаться сама на себе. Напомню, что в июне 2017 года учеными и практиками-фольклористами были написаны аналитическая записка «О ситуации, сложившейся в сфере изучения и сохранения фольклора в учреждениях, подведомственных Министерству культуры Архангельской области» и последующий затем анализ ответа, полученного из регионального Минкульта. В этих документах обсуждалась проблема отсутствия в Архангельской области системной работы с фольклором, в частности в учреждениях культуры, которые транслируют фольклорные традиции в массы. Я считаю, что проведение молодежных школ по фольклористике помогает готовить высококлассных специалистов, которые в будущем смогут вернуть нашему региону статус одного из ключевых центров изучения русского фольклора, где бережно относятся к вековому культурному наследию.

События:

31.07.2017

Всероссийская молодежная научная школа по фольклористике «Народные культуры Европейского Севера: новые методы исследования»

Возврат к списку