Историки САФУ напишут учебник по истории Архангельской области

Историки САФУ напишут учебник по истории Архангельской области
28.09.2017
Историки САФУ напишут учебник по истории Архангельской области

В год 80-летия Архангельской области ученые-историки Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ приняли участие в разработке «Регионального историко-культурного стандарта Архангельской области». На основе него будет написан учебник по истории нашего края. О результатах работы рассказал Роман Болдырев, доцент кафедры всеобщей истории САФУ.

«Наш край в истории СССР»

Последний раз учебное пособие по истории Архангельской области — «Наш край в истории СССР» — переиздавалось в 1979 году. Оно было создано учеными кафедры истории Архангельского государственного педагогического института Георгием Георгиевичем Фруменковым, Анатолием Александровичем Куратовым и Юрием Константиновичем Новожиловым. Это пособие долгие годы верой и правдой служило учителям истории, но к настоящему времени устарело. С 2003 года в воздухе витала идея создания нового учебника по истории области, и в этом году сделан важный шаг в этой работе.

В 1990–2000-е годы многое поменялось в преподавании и научном изучении истории Отечества, целый ряд тем был рассекречен, особенно события XX века. Разумеется, в семидесятые годы писать о Северодвинске и Мирном и их роли в истории было нельзя, практически все документы о Великой Отечественной войне и роли Архангельской области в ней тоже были засекречены. Проблема доступности архивов сохраняется до сих пор. В 2010–2015 годах были рассекречены документы о Великой Отечественной войне, а последующий период во многом остается под грифом секретно. Недоступность источников и документов — это одна из объективных причин того, что учебник так долго не мог быть написан. В это же время в университете сменилось поколение историков. Шли десятилетия, а учебника по истории нашего края, отвечающего современным запросам, не было. А в это время передовые регионы вводили целые отдельные дисциплины для изучения родного края: москвоведение, история Санкт-Петербурга, кубановедение… Издавали учебники…

Сегодня мы столкнулись еще с двумя важными событиями. Во-первых, приняты Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного и среднего общего образования, которые предписывают, как должно строиться образование по всем школьным предметам, в том числе и истории. Однако в них не прописано содержание предмета. Документом, который прописал содержание истории как школьного предмета, стала «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», принятая в 2014 году, и это второе важное событие. В нее вошел федеральный «Историко-культурный стандарт». Он прописал, как должна преподаваться отечественная история, определил набор содержательных единиц: терминов, персоналий, дат, трактовок событий. В нем содержится фраза о том, что регионы должны подготовить собственные историко-культурные стандарты по региональной истории. Мы, руководствуясь этим документом, начали подготовку своего стандарта.

Образцовый региональный историко-культурный стандарт

После встречи с историками САФУ, посвященной обсуждению создания учебника, губернатор Архангельской области сделал поручение Министерству образования и науки области. Была создана рабочая группа, куда вошли доценты и преподаватели Архангельского областного института открытого образования и историки кафедры отечественной истории САФУ: Маргарита Селькова, Елена Шурупова, Андрей Зашихин, Татьяна Тетеревлева и Роман Болдырев. Историки отвечали за научность, а методисты — за адаптацию материала под возрастные особенности школьников. Каждый историк работал над своим разделом. Я отвечал за 7 и 9 разделы и за написание пояснительной записки к стандарту. Мы получили задание в апреле, и к июню черновой текст «Регионального историко-культурного стандарта Архангельской области» был готов. Две недели на сайте Института открытого образования стандарт обсуждался учителями-практиками. Они внесли ряд полезных дополнений и исправлений, которые мы учли при составлении окончательного варианта.

Рецензенты — ученые и практикующие учителя — не высказали серьезных замечаний к окончательному варианту регионального стандарта. Один из рецензентов, кандидат педагогических наук Татьяна Болотина отметила, что текст нашего стандарта едва ли не самый лучший, и его можно показывать как образец другим субъектам федерации, которые будут готовить свои подобные документы.

21 сентября 2017 года готовый текст Региональный историко-культурный стандарт был представлен на расширенном правлении Межрегионального общественного Ломоносовского фонда, получил положительные отзывы и рекомендацию Министерству образования и науки Архангельской области его утвердить.

Что вошло «Региональный историко-культурный стандарт Архангельской области»

Мы выделили 9 периодов в истории Севера соответственно федеральному «Историко-культурному стандарту». Каждый раздел начинается с общего описания места нашего края в истории России в это время, основных социальных, экономических, политических, культурных процессов. Это позволяет учителю понять, что должен донести до ученика.

Выгодное отличие нашего стандарта от федерального — перечень источников, которые учитель может использовать в своей работе, а ученик — при написании учебно-исследовательских работ и проектов. В отборе важных исторических событий и деятелей региональной истории мы не могли обойти стороной тему освоения Арктики, поэтому с XVII века в списке исторических деятелей в каждом разделе появляются путешественники и полярные исследователи. Это поможет ученикам понять, понять почему Архангельск — ворота в Арктику.

С утверждением Регионального историко-культурного стандарта радикально облегчается задача создания учебника. На основе текста стандарта будут подготовлены главы учебника, вопросы и задания к ним, подобраны используемые на уроке исторические источники и иллюстрации. Это можно будет сделать в течение года. Но необходим полный учебно-методический комплекс, который будет включать в себя наряду с учебником рабочую тетрадь, хрестоматию с адаптированными для работы на уроке документами (сопроводительным пояснительным текстом, словарем, заданиями), исторический атлас и методическое пособие для учителя. Кроме того, согласно требованиям ФГОС, у учебника должна быть еще и электронная форма. То есть сам учебник по истории нашего края — не последнее слово в этой работе. Но подготовив полный учебно-методический комплекс, мы сможем поднять на новый научный и методический уровень преподавание истории края.

Локальная идентичность

Преподавание истории края очень важно для правильного формирования идентичности ребенка. Становление личности подразумевает определение самого себя. Это включает локальную (я как житель своего города, села, района), и региональную идентичность (я как житель Архангельской области). И здесь не идет речи о формировании регионального сепаратизма или островного сознания. Есть такие предрассудки, что углубленное преподавание истории родного края приведет к распаду России и межнациональной розни. Ничего подобного! Не может сформироваться общероссийская гражданская идентичность, пока ребенок не разберется со своей локальной и региональной идентичностью, которые должны стать ее логическими дополнениями. Россия для ребенка не должна быть абстрактным пространством, поэтому значительное место при формировании ее образа должно быть уделено и малой Родине.

Чем еще важно формирование идентичности? Не секрет, что в Архангельской области социальная и демографическая ситуация очень сложная. Многие уезжают, особенно молодежь. Она не осознает значимости родного края, не видит места для приложения своих талантов в этом регионе, и для учебы молодые люди уезжают не в Архангельск, а за пределы области — причем уже не только в Москву и Санкт-Петербург, но даже в другие региональные центры — Сыктывкар, Вологду, Петрозаводск. Особенно это заметно на юге области. И я считаю, что во многом это — следствие неправильного формирования региональной идентичности, представления об истории края. Получается как: где хорошо, там и родина. А о том, какую роль наша область играет в истории государства и почему здесь поселились люди, они не знают. Если бы школа давала им эти знания, правильно отвечала на эти вопросы, возможно, это повлияло бы на формирование интересов молодого человека.

Возврат к списку