Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Главной темой ректората стало «Развитие высшего образования»

Главной темой ректората стало «Развитие высшего образования»
29.08.2016
Главной темой ректората стало «Развитие высшего образования»

Сегодня в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова прошло расширенное заседание ректората с участием директоров Высших школ, институтов и колледжей, посвященное началу нового учебного года. Основными темами повестки стали итоги участия делегации САФУ в форуме «Развитие высшего образования», итоги приемной кампании — 2016, мероприятия, посвященные 75-летию со дня прихода в порт Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш» и подготовка к торжественным мероприятиям «Архангельск — университетский город!».

Отдельного упоминания удостоились мероприятия, в которых приняли участие представители университета этим летом. В своем вступительном слове Елена Кудряшова, ректор САФУ, напомнила коллегам о заседании межведомственной рабочей группы Совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию и совещании ректоров федеральных университетов (Клуба G-10), что прошли в августе в СКФУ и круглом столе «Духовное и физическое развитие молодежи», который собрал на Соловках представителей образования, власти и духовенства.

Более подробно остановимся на Всероссийском форуме «Развитие высшего образования». Напомним, что его от САФУ посетили Елена Кудряшова, директор Института судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) Марк Ивлев, директор Арктического центра стратегических исследований Константин Зайков, директор Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Александр Тамицкий и заместитель директора Высшей школы энергетики, нефти и газа Павел Марьяндышев.

Константин Зайков принял участие в работе секции «Содержание и технологии образовательного процесса», модератором которой выступил Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования.

В рамках дискуссии ее участники пришли к выводу, что основной вызов современной системе подготовке кадров высшего образования для реального сектора экономики «бросает» ее отставание от данностей реального производства. Другими словами, процесс обучения не успевает за технологическим обновлением процесса производства наукоемких отраслей.

В связи с данным фактом, ключевое место в системе подготовки кадров приобретает задача развития практикоориентированного обучения с привлечением работодателей, расширением практики внедрения в процесс подготовки специалистов модели «завод-втуз», созданием базовых кафедр на производстве, а также с использованием проектных методов обучения.

Последний подход на основе проектного метода позволит готовить как востребованных сейчас специалистов с актуальными познаниями, так и специалистов будущего. Отдельно в ходе обсуждения были подчеркнуты рост востребованности виртуальных форм подготовки через платформу «Открытое образование» и необходимость введения федеральной сертификации цифровых образовательных программ для их повсеместного использования в вузах.

Павел Марьяндышев, участник секции «Развитие исследований и инноваций» (модератор — Людмила Огородова, заместитель министра образования и науки РФ) в свою очередь познакомился с докладами ведущих ученых ИТМО, НИУ МГСУ, НИЯУ МИФИ, МГУ, посвященных как раз перспективам и инновациям. В своих докладах спикеры поднимали вопросы о создании института постоянных позиций ученых (проект «Федеральный профессор») и устойчивых механизмов долгосрочного научно-технологического развития, стимулировании молодежи для занятий научной деятельностью, развитии в России национальной исследовательской инфраструктуры на базе крупных научных установок (megascience). Данный термин определяет проекты создания исследовательских установок, финансирование создания и эксплуатации которых выходит за рамки возможностей отдельных государств.

Александр Тамицкий поделился итогами работы секции «Развитие государственной системы научной аттестации» (модератор — Инесса Шишканова, директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников). Марк Ивлев выступил с докладом «Научно-образовательный кластер Северодвинска: взаимодействие с промышленностью и развитие кадрового потенциала региона» на площадке «Университет и инновационное развитие региона», а также принял участие во встрече с председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым.

Участники секции пришли к выводу, что сегодня именно университет должен выступить интегратором взаимоотношений власти, бизнеса и общественности региона. Премьер—министр РФ в свою очередь подчеркнул важность дальнейшей работы в рамках программ, направленных на развитие инфраструктуры и инноваций. Отдельно была отмечена крайне важная роль оборонно-промышленного комплекса, и тех специалистов, что работают в образовании и науки по тематикам ОПК. Здесь также речь зашла о важности программы «Новые кадры ОПК», которая идет с 2014 года и продлена до 2020. Напомним, что САФУ принимает в ней участие.

Важную роль университета в развитии обороноспособности и промышленности страны также отметил Дмитрий Колодяжный, вице-президент Объединенной судостроительной корпорации. По его словам, северодвинский кластер САФУ является для ОСК ключевым регионом и важнейшим образовательным центром.

Возврат к списку