Филипп Сэнджер: Я не верю в обучение через простое чтение лекций

Филипп Сэнджер: Я не верю в обучение через простое чтение лекций
18.05.2016
Филипп Сэнджер: Я не верю в обучение через простое чтение лекций

В апреле 2016 года в САФУ завершилась серия лекций по проектному менеджменту, прошедшая под руководством профессора Университета Пердью, специалиста программы «Фулбрайт» Филиппа Сэнджера (США). Образовательный курс включал в себя три блока лекций для преподавателей, студентов САФУ и представителей регионального бизнеса. По завершении программы профессор Сэнджер поделился своим взглядом на профессию преподавателя, а также впечатлениями об архангельских студентах и российской системе образования.

— Когда вы впервые посетили САФУ? Какими были ваши ожидания и оправдались ли они?

— В мае 2014 года, два года назад. Да, они оправдались. Я приехал, потому что у меня были здесь друзья, которые пригласили меня. Я всегда ищу возможности для сотрудничества и совместной работы. Во время моего первого визита я пообщался с руководством университета, представителями международной службы и директорами институтов. Результатом этой встречи стало мое возвращение для чтения лекций по проектному менеджменту с использованием методики проектно-ориентированного обучения.

— Как вы стали кандидатом на участие в программе «Фулбрайт» для специалистов?

— Я сам предложил свою кандидатуру. Программа «Фулбрайт» для специалистов особенная и отличается от всех остальных программ. Мы сами регистрируемся в списке специалистов, готовых сотрудничать с другими странами, разрабатывать новые программы, новые курсы. И поэтому после визита в САФУ мы связались с московским офисом программы «Фулбрайт» и предложили им такой вариант. У меня уже был опыт, поэтому я предложил свою кандидатуру, чтобы приехать в САФУ и провести курс проектного менеджмента. Мою кандидатуру одобрили.

— Почему вы заинтересовались возможностью преподавания в Северном (Арктическом) федеральном университете?

— Я всегда заинтересован в новом опыте. Ведь, несмотря на то что я обучаю студентов, я тоже учусь. И чем разнообразнее будет мой преподавательский опыт, тем вероятнее, что я научусь чему-нибудь новому. Именно поэтому я приехал в САФУ. Не только ради преподавателей, но и ради студентов. И мне очень понравились ваши студенты.

— Что вы можете сказать, сравнивая группы своих студентов в САФУ (в октябре — преподаватели, в феврале — студенты, в апреле — представители бизнеса)?

— Они все очень разные. Я бы сказал, что студенты мне понравились больше всех. Студенты на моих занятиях были замечательные — живые, внимательные, энергичные. Они делали потрясающие вещи. Они очень внимательно слушали, и работа с ними доставила мне огромное удовольствие. С преподавателями было сложнее, так как им приходилось совмещать посещение моих лекций со своей основной работой. Я рад, что им удалось найти время для моих занятий, ведь сделать это было довольно сложно, так как мой курс было необходимо как-то вместить в их напряженный рабочий график. Но они тоже были внимательны, и я надеюсь, что они вынесли что-то полезное для себя. Группа представителей бизнеса была также очень интересной. Ради них я должен был изменить наполнение курса — ведь они уже не новички, у них уже есть определенные навыки. Нужно было дополнить курс другими аспектами, к которым студенты и преподаватели еще не были готовы, но этому контингенту они были просто необходимы. Я думаю, что они были рады новым знаниям.

— Что отличает вашу методику преподавания?

— Я получил свое первое образование в области физики в Университете Сент-Луиса. После получения диплома бакалавра я отправился во Францию в рамках программы «Фулбрайт». Там я в течение года изучал ядерную энергетику. Затем я получил степень магистра и ученую степень в области ядерной энергетики в Университете Висконсина в США, а после этого в течение тридцати лет работал в производственной компании. Благодаря этому ценному опыту, я прекрасно ориентируюсь в своей профессии и могу вести себя совершенно непринужденно на занятиях со студентами. Кроме того, я могу сделать тему лекций актуальной, предлагая реальные примеры из моей жизни, рассказывая о том, как я применяю этот опыт на практике.

Технику преподавания, о которой мы говорим, в Штатах называют «проектно-ориентированное обучение». Я не верю в обучение через простое чтение лекции. Мой метод таков: я рассказываю об этом, затем мы это делаем. И мой практический опыт позволяет мне выбрать лучший подход к преподаванию.

За много лет работы на производстве я создал программу, которая позволяет компаниям предлагать проекты для студентов. Для моих учеников это очень важный ресурс. Это шанс применить свои знания в реальном мире. Год за годом мы работаем над этим. А студенты хотя и жалуются, что это очень трудная работа, много лет спустя при встрече со мной часто говорят: «Ваш курс был самым важным из всех». Так что я думаю, это мой самый большой успех, потому что студенты понимают, что то, чему я их обучал, помогло им стать хорошими специалистами.

— Как вы думаете, что является самой большой проблемой, стоящей перед российскими студентами сегодня?

— Найти хорошую работу. Я думаю, что студенты САФУ настроены остаться в регионе, заниматься своим делом, продолжать обучение. Полагаю, их самая большая задача состоит в том, чтобы научиться тому, что позволит им сделать хорошую карьеру. Университетская система устроена хорошо, если не считать того, что она несколько оторвана от практики. Это и есть самая большая трудность, но если они найдут решение, то смогут построить успешную карьеру.

— Что является наиболее сложным аспектом преподавания сегодня?

— Как удержать внимание учеников. Как сделать так, чтобы они не отвлекались, и найти место в их насыщенной жизни для того, чему я хочу научить их. Ведь даже если они находятся в классе и даже иногда смотрят прямо на вас, их мысли витают то здесь, то там. Привлечь и удержать внимание студентов в течение времени — самая сложная задача современного преподавателя.

— Каковы ваши дальнейшие планы? Какой вклад вы могли бы внести в развитие нашего университета?

— Я готов продолжать сотрудничество в области преподавания проектного менеджмента для студентов и сотрудников, продолжать реализовывать образовательные программы университета с бизнесом. Я также могу помочь структурировать преподавание проектного менеджмента в университете.

Я нашел хороших друзей и надеюсь, что эта дружба будет долгой. Я стал лучше говорить по-русски. И у меня была возможность увидеть другую часть мира. Здесь очень холодно. Но я успел немного узнать о культуре: посетил музеи об Арктике, Малые Корелы. Я познакомился с другой частью мира, где живут очень хорошие люди, и я надеюсь вернуться.

Возврат к списку