Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Анна Трофимова: Наука — это Мы

Анна Трофимова: Наука — это Мы
07.02.2020
Анна Трофимова: Наука — это Мы


Аспирант САФУ, участница восьми рейсов «Арктического плавучего университета», сотрудник Лаборатории арктического биомониторинга Анна Трофимова рассказала о том, что значит быть ученым.

О пути в науку

В науку я пришла благодаря своему научному руководителю, которая смогла меня увлечь исследованиями.

Когда в 2012 году создавался проект «Арктический плавучий университет», мы не знали, что нас ожидает. Как сейчас помню, был январь, зимняя сессия. Я с одногруппниками стояла в коридоре, ждала результатов экзаменов по физической химии. Мой научный руководитель проходила мимо и спросила, поеду ли я в Арктику. Я ответила: «Ну да, да, запишите меня». Первый рейс был достаточно сложный. Под руководством сотрудников Арктического и антарктического научно-исследовательского института я экстренно за пять дней пыталась изучить метеорологию. Это было сложно, пришлось прочитать кучу разной литературы, а потом, когда втянулась, меня взяли уже в гидрохимический блок, где я определяла физико-химические параметры вод

Исследования токскикантов в рыбе и микропластика

Я отучилась в международной магистерской программе «Управление экологическими рисками в Арктике» в Тромсе, где у меня был модуль по правам малочисленных коренных народов, а также участвовала в арктических экспедициях. Благодаря этому меня пригласили участвовать в международном проекте по мегагранту. 

Только в прошлом году мне удалось побывать в двух плавучих университетах: на Шпицбергене, где я отбирала пробы рыбы с промыслового участка у южной оконечности архипелага Шпицберген, и воздуха, и в Ненецком Автономном округе, где мы также отбирали пробы с промысловых участков.

Люди, живущие на островах, в основном питаются тем, что могут сами добыть: рыбой, птицей и мясом оленей. Так как экспедиция морская, то мы сосредоточились на рыбе. В этом году мы получили достаточное количество проб и впервые нам удалось на судне провести первичную подготовку, которая ускорила исследования: мы определяли вид рыбы, измеряли все параметры, разделывали рыбу по органам, упаковывали и замораживали. Сейчас ведется работа с данными. 

В рамках «плавучки» для коллег мы также отбирали пробы почвы, водорослей. 

Сейчас в университете стартует огромный проект по морскому мусору, где мы будем работать совместно с норвежцами и нидерландцами. В июле мы отправимся в плавучий университет, где будем изучать микропластик в воде и в желудках рыб. Микропластик может абсорбировать токсиканты, такие как тяжелые металлы и пестициды, а попадая в организм, влиять на здоровье человека. И его сложно извлечь и анализировать.

Изучение микропластика — научный тренд последних лет. Однако, это тема мало изучена, а в России мало организаций, которые занимались бы этой темой. И проводить исследования сложно — например, наша одежда, перчатки могут влиять на показатели, поэтому необходимо использовать оборудование из специального материала. А Арктика — труднодоступный регион, поэтому там таких исследований раньше не проводилось.

Быть частью команды 

До сих пор не могу сказать про себя: «я — ученый!». Я только часть коллектива нашей лаборатории. Всем пытаюсь донести, что наука — это не «я», а «мы». Каким бы гениальным ты ни был, ты не можешь потянуть проект в одиночку. Нужно уметь работать в команде и приспосабливаться.
Для меня, наука — возможность попасть на важные мероприятия, например, в том году мы побывали на форуме «Арктика — территория диалога». Это обмен опытом, получение новых знаний, друзья и коллеги со всего мира, а также путешествия. 

Каким должен быть ученый

Ученый должен быть открытым, инициативным, стрессоустойчивым, быть готовым пойти на риск и не бояться провала. Экспедиция может не состояться или вы можете не получить достаточное количество проб и надо будет срочно придумывать варианты того, как выйти из этой ситуации.

Возврат к списку