Анастасия Паршина:  еще со школы меня интересовала работа в лаборатории

10.02.2022
news
Анастасия Паршина:  еще со школы меня интересовала работа в лаборатории

Международный день женщин и девочек в науке ежегодно отмечается 11 февраля. Этот праздник был принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 году. В преддверии этого дня и в рамках проекта «#Я в науке» мы сделали серию интервью с девушками-учеными.

Анастасия Паршина — аспирантка САФУ. Она рассказала о том, чем ее привлекает наука, о своей работе и дала несколько советов начинающим исследователям.

— Анастасия, расскажите о вашем пути в науку. Какая у вас специальность и почему вы выбрали именно её?

— Я — аспирант выпускного четвертого курса по специальности «Физическая химия». Раньше училась на кафедре Теоретической и прикладной химии на специальности «Фундаментальная и прикладная химия». На кафедре активно вовлекают студентов в научную работу уже со второго курса, и мне именно тогда предложили работу по проекту, связанному с исследованием бурых водорослей. Довольно экзотическая тема, в особенности в нашем «лесном» регионе, наверное, в этом и был мой научный интерес тогда еще студентки. Еще со школы меня интересовала работа в лаборатории. Но не производственной, где работа часто становится рутиной, а именно научной. И что может быть отправной точкой в фундаментальной науке, чем учеба на специальности «Фундаментальная и прикладная химия» — выбор для меня был очевиден.

— Почему вы вообще решили заняться научной работой?

Как ни банально, но это простые интерес и любопытство, некоторая степень свободы действий, чего зачастую нет на обычных работах, возможность «покопаться» в основах, разобраться почему и как. Научная работа — это всегда поиск: новых идей, подходов, способов реализации, научных обоснований. Здесь не приходится скучать — нетривиальность объектов, методов всегда подбрасывают новые и новые проблемы и задачи, которые нужно оперативно решать. И, конечно, наука — это не сухие эксперименты по стандартным методикам и прописям. Наука дает большой простор для изобретательности, и даже требует этого, так что в постановке научной работы есть доля творчества, мне это нравится.

— Какие у вас научные интересы сейчас?

— Со студенчества я занимаюсь изучением Арктических бурых водорослей в широком плане: от общих закономерностей формирования химического состава до детальной оценки физикохимических свойств отдельных фракций биологически активных компонентов. Помимо химической стороны вопроса в сотрудничестве с ИФПА ФИЦКИА УрО РАН мы проводим исследования биологической активности выделяемых субстанций. В Архангельской области, в частности в САФУ и на кафедре Теоретической и прикладной химии, работа над данной тематикой ведется уже многие годы, и со временем актуальность только возрастает в связи с необходимостью поиска новых растительных быстро возобновляемых источников биологически активных веществ. Арктические макрофиты, несмотря на свою распространенность, слабо изученное растительное сырье, при этом обладающее большим потенциалом переработки с получением ценных продуктов. Перспективность этого направления подтверждается не только интересом в мировом научном сообществе, но и заинтересованностью со стороны промышленности. В рамках проекта НОЦ мы реализуем проект совместно с Архангельским водорослевым комбинатом.

— Почему вы занимаетесь наукой именно в Архангельске? Какие здесь преимущества?

— Еще когда я получала высшее образование, я начинала работу в исследовательском коллективе, в котором в последствии захотелось остаться. Конечно, университет располагает замечательной базой научного оборудования, но в первую очередь, науку делают люди, а не приборы. Поэтому коллектив, научный руководитель сыграли решающую роль в том, чтобы остаться в науке и именно здесь, за что я им очень благодарна. Если же говорить о преимуществах Архангельска как базы для научной работы, то можно отметить, что здесь, несмотря на относительную периферийность в рамках страны, имеется хорошая научная школа, хороший инструментальный базис и замечательные специалисты. Плюс лично для меня — это непосредственный доступ к Арктике, ее ресурсной базе и исследованиям, связанным с ней.

— Какие возможности даёт занятие наукой?

— Занятие наукой не происходит в вакууме — важно устанавливать контакты, коммуницировать. Поэтому наука открывает возможность общения с новыми интересными людьми, к посещению замечательных мест как с туристической позиции, так и с научной — возможность побывать в других научных центрах, взглянуть на их работу.

— Расскажите о самых интересных научных конференциях и стажировках, на которых вы побывали.

— Наверное, определяющим в моей жизни событием была стажировка в Корейском институте полярных исследований. Это был мой первый опыт самостоятельной работы в отрыве от привычного коллектива, плюс первый опыт работы и коммуникации с иностранными коллегами. Эта стажировка была ужасно пугающей до ее начала и стала крайне важной как в личном, так и в профессиональном плане по ее окончании. Разумеется, я помню все конференции и научные мероприятия, связанные с нашей работой — это чудесная возможность «на других посмотреть, и себя показать», обменяться опытом, наладить научные контакты и взглянуть на свою работу со стороны, в контексте других работ — это очень важно. Помимо обычного участия в конференциях хороший жизненный опыт мне дала помощь в организации конференции «Физикохимия растительных полимеров» на базе нашей кафедры. Возможность взглянуть на «внутреннюю кухню» конференций, понять, как и что делается — определенно, ценный опыт в моей жизни.

— Какими качествами должен обладать исследователь, чтобы стать успешным в науке?

— Наверное, это способность идти вперед несмотря на возникающие (а они обязательно будут) трудности — все решаемо. Способность ставить перед собой корректные цели и задачи и идти к их выполнению. А также терпение, сосредоточенность, систематичность.

— Какие бы три совета вы дали начинающим исследователям?

Не опускать руки при первых трудностях — в любом деле всегда бывает тяжело. Любить то, что ты делаешь или хотя бы найти интересующие вас стороны. Стремиться к тому, чтобы сделать хорошо, а потом еще лучше.

Возврат к списку