Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Доктор исторических наук, профессор Юрий Лукин: Об изменении даты основания Архангельска с 1584 на 1388 год

21.11.2019 21:19:00
news
Доктор исторических наук, профессор Юрий Лукин: Об изменении даты основания Архангельска с 1584 на 1388 год

Города как и люди имеют свой возраст, время расцвета и годы упадка, юности и зрелости. Чем старее город, тем почтительнее отношение к нему. Официальный возраст Архангельска сильно преуменьшен в силу разных обстоятельств. Официальной, явно устаревшей датой основания Архангельска считается 1584 год, когда всего лишь была построена деревянная военная крепость в обжитом уже не одно столетие месте. Фактически историческое начало Архангельска относится к появлению на Пур-Наволоке Михайло-Архангельского монастыря в 1388 году, что подтверждается документально.

Важнейшим документом по начальной истории Архангельска является благословенная грамота новгородского владыки Иоанна, опубликованная архимандритом Амвросием (Орнатский Андрей Антонович, 1778-1827) в его труде по истории Российской иерархии. Вот текст подлинника этой грамоты, заверенной архирейскою печатью:

Благословенная грамота новгородского архиепископа Иоанна

«Благослови Архiепископъ Новгородскiй Иоаннъ Владыка у св. Михаила вседневную службу и благослови Игуменомъ Луку къ святому Михаилу, и буди милость Божiя и святыя Софiи, и святаго Михаила на посадникахъ Двинскихъ и на Боярахъ Новгородскихъ и на Двинскихъ Бояръхъ и на Владычнъ Намъстникъ, на купецкомъ старостъ и на всъхъ купцахъ Новгороцкихъ и Заволоческихъ, и на Игуменъхъ, и на Попъхъ, и на всемъ причтъ церковномъ, и на соцкомъ и на всъхъ крестьянахъ, отъ емцы и до моря: что есте потребо­вали милости Божiей святому Михаилу вседневную службу; и вы, дъти мои, почтитеся о милостынъ къ святому Михаилу, и къ Игумену, и ко всему стаду. А ты Игуменъ, съ Соборомъ и со стадомъ святаго Михаила, Бога моли за всъхъ крестьянъ, и буди милость Божiя и святыя Софiи и святаго Ми­хаила на всехъ крестьянъхъ, и Владычне благословенiе Iоанново» [1].

           Благочинный священник Свято-Троицкого собора в Архангельске К. С. Молчанов (1767? — 1812) в описании Архангельской губернии (1813), отмечал, что: «На семЪ ПурЪ НаволокЪ стоялЪ старинный монастырь Архангельскiй, древностiю своею многie Монастыри превосходящiй, что доказываетЪ подлинная Грамота Новгородскаго Епископа, Iоанна, писанная, и вЪ АрхангельскомЪ Монастыръ нынЬ хранямая» [2]. Подлинник благословенной грамоты Архиепископа Иоанна со Святительскою вислою печатью, но без году, впоследствии был утрачен. Очень важно подчеркнуть, что подлинник грамоты был официально заверен свинцовой печатью новгородского архиепископа. Грамота небольшая по объёму, но очень ёмкая по своему содержанию. На основании этой грамоты одни историки относили основание монастыря к XII веку: Н. М. Карамзин, В. В. Крестинин (1784), другие — ко второй половине XIV века: архимандрит Амвросий (1811), протоирей А. В. Кириллов (1898, 1914 2-е изд.), А. А. Шахматов (1903), В. Ф. Андреев (1988), Н. А. Шумилов (1989), Ю. Ф. Лукин (2008, 2015 -2-е изд. НАЛ) и др. Член-корреспондент Императорской Академии Наук В. В. Крестинин (1729- 1796) подвергал сомнению авторство благословенной грамоты на том основании, что с именем Иоанна в истории было три Новгородских архиерея и какому из них приписать издание данной грамоты «знать не можно», так как грамота была «утверждена одною токмо Архиерейскою свинцовою печатью, без подписания в сей грамоте года, месяца и числа» [3].

            В списке новгородских архиреев ХII-ХIV веков действительно значится три человека носивших имя Иоанна. Первый из них Иоанн (Папин) был священником и имел семью, но, овдовев, принял  монашество. Был избран епископом Новгородским из иноков Печерского монастыря. В лето 6638 (1130 г.), отказавшись от управления епархией, удалился на безмолвие в один из окрестных монастырей (ПСРЛ. Т.3. С. 4, 6). Иоанн (Папин) не может быть причастным к благословенной грамоте, так как был епископом Новгородским в XII веке, но не имел сана архиепископа, как указано в грамоте XIV века.

           Иоанн второй родился в Новгороде. Его звали Иоанн в миру, а как епископ, архимандрит он носил имя Илии. Был возведен в сан архиепископа в лето 6673 (1165 г.) и с тех пор Новгородская кафедра стала архиепископской. В лето 6687 «заложи архиепископъ Илия съ братомь церковь камяну святыя Богородиця Благовъщение», а в лето 6692 они же заложили церковь святого Иоана. Удрученный летами, изнуренный трудами и, чувствуя приближение смерти, святитель Илия был пострижен в схиму с прежним (мирским) именем Иоанн. Скончался в лето 6694 (1186 г.) (ПСРЛ. Т.3. С. 13, 17-18, 19) [4].

           Фактически следует относить Архангельскую благословенную грамоту только ко времени Иоанна III, который был выбран новгородским вече в лето 6896 от сотворения мира (7 мая 1388 г.) из трёх кандидатур в храме святой Софии (ПСРЛ. Т.3. С. 94). Прежний архиепископ Алексий, «съиде» с владычества по своей воле в апреле 1388 года и удалился в монастырь [5]. Будучи избранным на Новгородском вече новый владыка Иоанн уже с мая 1388 года реально исполнял свои обязанности. Официально статус архиепископа Новгородского и Псковского он получил через восемь месяцев в Москве 17 января 1389 года (ПСРЛ. Т.3. С 95). В лето 6922 (20 января 1415 г.) Иоанн оставил святительскую кафедру и поселился в Деревяницком монастыре, где преставился 24 июня 1417 года в лето 6925 и «положенъ бысть во притворъ» (ПСРЛ. Т.3. С. 135,136).

Прекрасную возможность уточнить датировку благословенной грамоты Иоанна даёт упоминание в ней архангельского игумена Луки. С таким именем в монастыре был в ХIV веке только один человек. Уточнив дату игуменства Луки, мы определяем возраст Михайло-Архангельского монастыря и дату основания Архангельского града. Вот почему так важно определить, когда Лука был игуменом. Кто были его преемники и когда они управляли монастырем. Первые пять игуменов Михайло-Архангельского монастыря приводятся далее с учётом исследований А. А. Шахматова (1864 -1920), известного русского филолога и историка. Последующие игумены даются по списку историка П. М. Строева (1796-1876) [6], но с уточнениями по архивным источникам ГААО, где таковые имеются.

Игумены Михайло-Архангельского монастыря в ХIV — ХV веках

Даты игуменства —

управления

монастырем

Имена

игуменов

ХIV-ХV вв.

Источники, литература

1

1388–1400 гг.

Лука

По грамоте Новгородского архиепископа Иоанна III Лука — первый легитимный игумен монастыря, основатель Архангельского града. Амвросий, 1811. Грамоты Великого Новгорода и Пскова (ГВНП). № 123, 124, 125.

2

Первая четверть XV в. 1400–1419 гг.

Иоанн

ГВНП. № 142, 143. Возможно погиб в 1419 г. в ходе нападения норвежцев, когда монастырь был сожжен.

3

Конец 1-й и во второй четверти ХV века

Адриан

(Андриан)

Андреев В.Ф. «О дате основания Михайловского Архангельского монастыря» (1988).

4

ХV век

Акакий

А. А. Шахматов, 1903

5

ХV век

Афанасий

А. А. Шахматов, 1903

6

1534–1547 гг.

Феодосий

По челобитью Феодосия монастырю дарована царем Иваном Грозным жалованная грамота (ГААО, ф.57, оп. 2 — список грамоты от 6.03.1543).

7

26 января 1549 г.

Алексей

П. М. Строев, 1877.

8

12 апреля 1556 г.

Герман

П. М. Строев, 1877.

9

1558–1563 гг.

Сергий

Игумен Сергий упоминается в купчей от 14 мая 1560 года (ГААО, ф.57. оп.2, д. 26).

10

1567–1584 гг.

Иосаф

Вкладные «в Архангельский монастырь игумену Иосафу с братией» датируются 21 марта 1567 г., 1568 г., 29 декабря 1578 г. (ГААО, ф.57, оп. 2).

11

1585–1589 гг.

Евфимий

Грамота царя Федора Иоановича 1586 г. (ГААО, ф.57, оп.2, д. 49). Список с подрядной от 26 августа 1585 (ГААО. Ф.57, оп.2, д. 45).

12

1589–1596 гг.

Лаврентий

По его челобитным последовало пять грамот царя Федора Иоанновича (список 8 июня 1592 г. — ГААО, ф.57. оп.2. д. 56).

13

1596–1602 гг.

Феодор

П. М. Строев, 1877.

 

Традиционно Лука считался первым игуменом Михайло-Архангельского монастыря, но Н. А. Шумилов поставил под сомнение его первенство. В рукописи XIV века (Описание русских и славянских пергаментных рукописей. Л., 1953; Евангельские чтения с ХIV в.) упоминается игумен Никита: «поклон от Фрола, господину игумену Миките. Господине игумен, доправили, господине бога дела книги на Двину к святому Михаилу» [7]. Кто был этот игумен? Начальником одного из уже существующих двинских монастырей? Возникает, кроме того, вопрос о наличии у игумена Никиты благословения Новгородского Архиепис-копа. Поэтому я не включаю Никиту в число действующих легитимных игуменов Михайло-Архангельского монастыря.

Вызывает сомнения упомянутый П. М. Строевым «игумен Стефан» (Степан), так как под таким же именем упоминается староста одновременно с игуменом Лукой в купчей № 125 ГВНП, относящейся к концу XIV века [8]. Поэтому он не включен составленный мною список игуменов Михайло-Архангельского монастыря. Не вдаваясь в детали всей дискуссии по этому вопросу, приведу имена самых первых архангельских игуменов ХIV и ХV веков, используя документы, исследованные мною в государственном архиве Архангельской области (грамоты, вкладные, купчие), и опись ГААО, составленную Н. А. Шумиловым (1989) [9].

Таким образом, в результате проделанного анализа появляется возможность определить хронологические рамки благословенной грамоты игумену Луке датами не ранее 7 мая 1388 года, так как Новгородским архимандритом до того был архимандрит Алексий, который удалился в Деревяницкий монастырь ещё в апреле 1388 года, а грамота дана от архимандрита Иоанна. не может датироваться и XV веком, так как игумена Луку после 1400 года сменили другие начальники монастыря. Деятельность новгородского архиепископа Иоанна и архангельского игумена Луки пересекалась только в 1388–1400 гг. Наличие печати новгородского архиепископа — это один из самых весомых и убедительных аргументов легитимности благословенной грамоты Иоанна III игумену Михайло-Архангельского монастыря Луке. Печать, как важнейший символ власти, ставилась тогда на всех документах. Могла ли такая печать находится после 7 мая 1388 года в других руках, не у избранного новгородского архимандрита Иоанна, — очень маловероятно, похоже на дурной детектив.

Игумена Луку можно считать первым легитимным правителем Михайло-Архангельского монастыря и законным основателем Архангельска. Это, выражаясь современным языком, игумен-градоначальник, совмеща­ющий одновременно должности игумена православной обители и «первого мэра» Архан­гельского града — того давнего маленького поселения людей в устье Северной Двины. При этом важно подчеркнуть, что требование о «благословении вседневной службы» у святого Михаила исходило в форме «требования милости Божией» снизу, а не была только актом церковной власти спущенным сверху из Новгорода. Иоанн не мог не реагировать самым оперативным образом на такого рода требования из Двинской земли. Тем более, что требовалось обычное рутинное благословение двинской православной обители, а не предоставление каких-то льгот, жалование земель, крестьян.

           Академик РАН Валентин Лаврентьевич Янин, автор работы «Новгородские акты XII–XV вв.: Хронологический комментарий» приводит «Благословенную грамоту архиепис-копа Иоанна михайловскому игумену Луке» по Амвросию[10] точно также, как указано мною и в данном тексте, и в двух изданиях монографии «Новая Архангельская летопись» 2008 и 2015 гг. В самом начале раздела о Двинских актах В. Л. Янин пишет о том, что первое систематическое издание двинских грамот было предпринято А. А. Шахматовым в 1903 г. (с. 282), труды которого использованы неоднократно мною. На 289 странице В. Л. Янин  пишет о колебаниях летописца в датировании события между 1387/88 и 1388/89 гг. Сам учёный предпочёл тогда 1388/89 г. Мною отдаётся предпочтение 1388 году, что не противоречит мнению уважаемого В. Л. Янина. При этом он не совсем точно указывает временной интервал, что формально документ следует датировать 1389–1414 гг. Однако игумен Лука возглавлял Михайло-Архангельский монастырь только в 1388–1400 годах. В моих работах приводится список всех игуменов с указанием соответствующих дат, в том числе с использованием дел описи 57 Государственного Архива Архангельской области (ГААО

Принимая дату основания Архангельска 1388 годом, а не более поздним временем, необходимо учитывать, что обитель святого Михаила была основана даже ранее этой указанной даты. Протоиерей, историк, агиограф, инспектор Архангельского епархиального женского училища, действительный член Архангельского Епархиального Церковно-археологического Комитета Аркадий Васильевич Кириллов (1863-1916) относил, например, основание монастыря к более раннему периоду, чем XIV век. В подтверждение этого он в своём труде приводил следующие веские аргументы: «Новгородский архиепископ своею грамотою только благословляет вседневную службу у св. Михаила, что предполагает уже довольно значительный штат монашествующей братии и благоустроенность монастыря, и благословляет игуменом Луку, чем не отрицается существование до него старцев-строителей в первые времена монастыря». Сама грамота является следствием ходатайства двинских и новгородских властей только о вседневной службе у св. Михаила, так как монастырь в описываемое время, как в последующее время и другие монастыри, был в тоже время и приходскою церковью для окрестных жителей, что видно из текста самой грамоты «а ты игумен, со всем собором и стадом св. Михаила Бога моли за всех крестьян»[11].

С первых дней своего существования Михайло-Архангельский монастырь обогащался пахотными и сенокосными землями, рыбными ловлями, соляными варницами. Расширение монастырских вотчин происходило дарованием монастырю разных льгот и монастырских крестьян. Часто это происходило путем покупки и мены с крестьянами, через вклады и пожертвования частных лиц на помин души и главным образом через «селитьбу» на пустопорожних землях. Игумен Лука святого Михаила, староста и вся братия упоминаются в купчих на половину села на Левкове курье (ГВНП. № 123), на приобретение земли и пожни на островах Икшине и Луготине (ГВНП. № 124), на землю и часть села на Кегострове (ГВНП. № 125)[12]. В этих трёх грамотах основанием для датировки служит упоминание игумена Луки, что позволяет отнести их к концу XIV в., а не к началу XV в. Данная (вкладная) старца Афанасия Никитина монастырю Архангела Михаила на Соломбальскую деревню, купленную у Павловых датируется 17 мая 1523 года. Ранее в 1519 году Анфал Никитин приобрёл две трети Соломбальской деревни у Анны Павловой с двумя сыновьями и у двух братьев Игнатьевых Васильевых. В ГААО имеются датируемые XV веком списки с данной и с купчей новгородского боярина Филикса Прокшинича, отдавшего в монастырь свои тони на летней стороне в реке Сяртех и по Глубокому ручью[13].

             Духовная деятельность православных северных монастырей, включая Михайло-Архангельский, успешно сочеталась с деятельностью хозяйственной, в том числе на островах в дельте Северной Двины, о чём красноречиво свидетельствовали размеры их монастырских вотчин. Монастырские крестьяне получали разные льготы. Монастырские суда освобождались от уплаты пошлины при перевозке соли и иных товаров. На государеву (солдатскую) службу монастырских владычных людей велено было «не имати». Монастырские дворы не несли постойной повинности, являвшейся тяжёлым бременем для крестьян [14].

Города имеют разные лики в потоке времени

         Город, как древнейшая форма расселения восточных славян, составивших потом русский народ, подвергался большим изменениям, в разные времена принимал чрезвычайно разнообразные формы, — говорил профессор В. О. Ключевский (1841- 1911) в своих лекциях. Знаток русской жизни, крупнейший отечественный историк выделял четыре типа русских городов: укрепленный город-двор, город-село, город-застава, город — посад торговый [15]. Все, что было окружено крепостной стеной или деревянным забором, частоколом, рвом, валами, включая естественные преграды (реки, болота, мыс), — считалось городом. К этому перечню можно добавить и другие типы городов. Города — монастыри были культурно-духовными центрами Русской земли, владели землей и другой собственностью, способствовали развитию ремесел, строительства, занятости населения соседних деревень. Города — порты располагались в устье и бассейнах рек, на морском побережье. К их числу относятся: Нарва, Архангельск, Кола, Холмогоры, пристань св. Николая (Николо-Корельский монастырь) и др.

         Архангельский град — в исторической динамике это город-монастырь, город-крепость, город-порт, культурный центр, столица Архангельского Севера. На Пур-Наволоке скорее всего первоначально появилась пустынь, а затем уже и сам монастырь с братиею. Кто первый пришел и облюбовал это ключевое место в устье реки Северной Двины, — это действительно сокрыто от нас в глубине прошедших столетий.

Сложности для изменения официальной даты основания Архангельска возникают в основном из-за восприятия общественным мнением, государственными и муниципальными органами власти и управления концепта «город». Здесь следует подчеркнуть, что критериями современных городов в ХХ-ХХI веках выступают совсем не те признаки, которые имели значимость пять-шесть столетий тому назад. Не могу не согласиться с тезисом В. Л. Глазычева о том, что понятийная путаница продолжает оказывать сильное воздействие на управленческое мышление и в наши дни[16]. Ни в Древней Руси, ни в современной истории России город никогда не являлся неким застывшим раз и навсегда образованием поселенческой структуры. Это живой организм организации жизни людей. Видеть Архангельск в XVI веке только военной крепостью и не замечать его предшествующей истории с XIV столетия — это просто глупо, не исторично и не патриотично по отношению к родному городу, к его жителям. Города имеют разные лики в разное время. Очень важно поэтому увидеть начало зарождения Архангельска в потоке исторического времени. Фактически обитель святого Михаила, давшая начало Архангельску, получила легитимный церковный статус в 1388 году. В 1583–1584 гг. была построена всего лишь деревянная военная крепость, которую официально и назвали «городом» и не более того. А сам Архангельск, как монастырско-городское поселение оказались старше этой военной крепости как минимум почти на двести лет. Возраст Архангельска составляет более шести столетий, о чём свидетельствует проделанный научный анализ имеющихся источников и литературы, благословенной грамоты 1388 года и других документов, известных публикаций. Есть все основания вести отсчёт именно от этой даты. Ради поиска исторической истины, уважения к родному для многих людей городу.

История северных городов тесно связана 
с историей возникновения монастырей, пример Вологды

           Непосредственно с монастыря начинал свою историю город Вологда. В августе 1147 года из града Киева пришел к реке Вологде преподобный Герасим, создал пречестен монастырь» и жил тут без малого тридцать один год (1147-1178). На официальном сайте Вологды говорится: «Датой основания города Вологда считается 1147 год. Именно в этот год монах Герасим пришел из Киева на реку Вологду на «великий лес» и застал там деревянную церковь Воскресенья, вокруг которой и раскинулся «средний посад малого торжка»; «1147 г. — первое упоминание о Вологде. Основание преподобным Герасимом Троице-Герасимовского монастыря»[17]. Вполне приемлемо по примеру Вологды вести летоисчисление Архангельска от основания Михайло-Архангельского монастыря в 1388 году.

             Михайло-Архангельский монастырь, заложенный в 1212 году у слияния рек Сухона с Югом монахом Киприаном, внёс свой вклад в развитие города Великого Устюга. Первые упоминания о самом городе Устюге относятся к 1207 году [18]. А. В. Камкин отмечает, что с конца XV и по XVII век на Севере было основано около 180 монастырей и пустынь, игравших важную роль и выполнявших разнообразные функции в жизни общества [19].

При обосновании даты основания города Казани в качестве важнейших аргументов использовались данные археологических исследований. Почему бы нашим архангельским археологам не сделать попытку отнести дату основания Архангельска на более ранний период, чем конец XIV столетия? Известны Архангельский клад древнерусских ювелирных изделий, западноевропейских и арабских серебряных монет XII века в пойме Северной Дви-ны (1989), артефакты Соломбалы, Кузнечихи (неолитическая стоянка). Полностью согласен с В. Н. Булатовым, что вопрос о дате возникновения Архангельска можно считать принципиальным. «Надеюсь, что установить истину поможет выявление дополнительных исторических источников и проведение тщательных археологических раскопок», — писал Владимир Николаевич в своём учебном пособии «Русский Север» ещё в 2006 году [20]. Не будет лишним поискать при этом истоки архангельской городской жизнедеятельности в истории близ расположенных древних поселений. Особенно акутально это для Соломбалы, Кузнечихи, Кегострова.

Считаю, что нужно использовать сильные стороны официального принятия даты основания Архангельска в 1388 году для развития туризма, привлечения инвестиций в науку, образование, культуру, в реставрацию и в реализацию разного рода проектов.

Сегодня мы стали богаче в научно-информационном отношении, в использовании цифровых технологий и тех исторических источников, которые по разным обстоятельствам были ранее просто недоступными.

 Для справки:

  1. Монастырям обязаны своим возникновением города: Тихвин, Кириллов, Череповец в Новгородской губернии, Юхнов в Смоленской, Жиздра в Калужской, Воскресенск и Сергиев Посад в Московской губернии, Ковров и Покров во Владимирской, Макарьев в Нижегородской, Варнавин и Макарьев в Костромской губернии, наконец, «около монастыря же возник и Архангельск».  Известный историк, археограф, ректор Московского университета в 1911–1917 гг., академик АН СССР Матвей Кузьмич Любавский (1860—1936), объясняя динамику трансформации монастыря в город,  описывал этот процесс в своём курсе лекций «Историческая география России в связи с колонизацией» (1909).  Цит. по: Новая Архангельская летопись. — Архангельск, 2015. С. 167-168.
  2. Три концепции возникновения Архангельска подробно рассмотрены мною ещё в 2008, 2015 годах (Новая Архангельская летопись. — Архангельск, 2015. С. 195-200).
  3. Список всех первых игуменов Михайло-Архангельского монастыря см: Новая Архангельская летопись. — Архангельск, 2015. С. 208-215.

27 октября — 20 ноября 2019 года

Литература и источники

[1] История Российской иерархии, собран­ная Новгородской Семинарии Ректором и Богословия Учителем, Антониева монастыря Архимандритом Амвросием. Часть 3. — М.: при Синодальной Типографии, 1811. 767 с. Весь труд опубликован в 6 частях + 7 том: 1807-1815. Издание предпринято по инициативе Евгения (Болховитинова). См: Российская государственная библиотека (РГБ). Цит. соч. Часть 3. M., 1811. С. 300-301. URL: https://dlib. rsl. ru/viewer/ 01004093365#? page=301 (дата обращения: 27.10.2019).

[2] Молчанов Козма Стефанович. Описание Архангельской губернии, её городов и достопримечательных мест со многими древними историческими известиями и замечаниями к дополнению Российской истории служащими, из разных рукописных и печатных книг монастырских церковных архивов… / собранно С. Козмой Молчановым. — СПб: при Имп. акад. наук, 1813. Часть вторая. Отделение I. С. 65.

[3] Исторические начатки о Двинском народе древних, средних, новых и новейших времен, Сочиненные Василием Крестининым Архангелогородским Гражданином. Часть первая. — СПб: Императорская Академия Наук, 1784. С. 12-13 (13-14). РГБ. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003341198#? page=13 (дата обращения: 27.10.2019).

[4] Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т.3. IV. Новгородские летописи. — СПб: в типографии Эдуарда Праца, 1841. С. 4, 6, 13, 17-19. URL: https://runivers.ru/upload/iblock/511/Polnoe%20sobranie%20rus%20letopisey%203.pdf (дата обращения: 27.10.2019

[5] Алексий — архиепископ Новгородский с 12 июля 1360 г. по апрель 1388 г. Был избран по жребию 15 сентября 1359 г., хиротонисан митрополитом Московским 12 июля 1360 г. В апреле 1388 года удалился в Деревяницкий монастырь, где и скончался в лето 6897 // ПСРЛ. Т.3. IV. Новгородские летописи. — СПб, 1841. С. 94, 134. Православная энциклопедия URL: http://www.pravenc.ru/text/64558.html (дата обращения: 27.10.2019).

[6] Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей. — СПб, 1877. С. 822

[7] Цит. по: Шумилов Н.А. // ГААО, ф. 57, опись 2 дел постоянного хранения за ХV в. — 1771 год

[8] Грамоты Великого Новгорода и Пскова/ под ред. С. Н. Валка. — М.-Л-д: Изд-во АН СССР, 1949. № 125. С. 183.

[9] ГААО. Ф.57, опись 2 дел постоянного хранения за ХV в. — 1771 год. Дела 1, 2, 3 и др.

[10] Янин В. Л. Новгородские акты XII–XV вв. : Хронологический комментарий / В. Л. Янин; АН СССР, Отделение истории. — М. : Наука, 1991. 381 с.

[11] Кириллов А. В. Монастырь св. архистратига Михаила в городе Архангельске: (Церк.-ист. очерк) / Сост. прот. А. Кириллов. [2-е изд.]. — Архангельск: тип. насл. Г. И. Заворохина, 1914. С. 7-8. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/ 01004190345#? page=7 (дата обращения: 18.10.2019). Монастырь св. архистратига Михаила в городе Архангельске (исторический очерк) /составил священник А. Кириллов. — Архангельск, 1898.

[12] Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Цит. соч. № 123, 124, 125. С. 182-183.

[13] ГАОО. Ф.57. Ф.57. Оп.2. Д. 6. Л.1. Оп.2. Д. 1. Анфал (Афанасий) Никитин, упоминаемый в частных документах 1519,1523 гг., является однофамильцем известного ушкуйника Анфала Никитина, погибшего в 1418 году на Вятке.

[14]   Лукина М. А. Исторические очерки о жизни на островах в дельте Северной Двины. — Архангельск, 2018. 538 с. О монастырских крестьянах см: с. 50-62 и др.

[15] Ключевский В. О. Сочинения в восьми томах. Т.VI. Специальные курсы. — М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. С. 239.

[16] Глазычев В. Л. Россия: принципы пространственного развития. URL: http://www.glazychev.ru/ projects/2004_ prostrazv/2004_docladprostrazv.htm (дата обращения: 15 октября 2019 года)

[17] Официальная Вологда. URL: https://vologda-portal.ru/o_gorode/index.php?SECTION_ID=169. Васильев Ю. С. Герасим Вологодский и начало города Вологды // Вологда: историко-краеведческий альманах. Выпуск 2. — Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 1994.

[18] Михайло-Архангельский монастырь. URL: https://ustyug-museum.ru/objekts/mixarx.html; Шильниковская В.П. Великий Устюг: развитие архитектуры города до середины XIX в. 2-е изд. — М.: Стройиздат, 1987. С. 8-9.

[19] Камкин А. В. Православная церковь на Севере России: очерки истории до 1917 года. — Вологда, 1992. С. 54

[20] Булатов В. Н. Русский Север: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. С.486.

Возврат к списку