Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Координатор проекта MARPART Андрей Казаков: без инфраструктуры мы не обеспечим безопасность в Арктике

04.10.2019 15:47:00
news
Координатор проекта MARPART Андрей Казаков: без инфраструктуры мы не обеспечим безопасность в Арктике

В сентябре в Норд Университете (Норвегия) прошла заключительная 8-я конференция в рамках проекта MARPART «Готовность к ЧС на море и международное сотрудничество на Крайнем Севере». В этом проекте принимал участие САФУ имени М.В. Ломоносова. Один из ключевых экспертов проекта со стороны Норд Университета Андрей Казаков рассказал о главных результатах сотрудничества.

Расскажите о масштабе проекта MARPART. Сколько исследователей и специалистов было задействовано в нем с 2014 года?

В проекте за все время приняло участие порядка 20 партнеров-университетов и организаций. Было серьезное международное представительство. В наших конференциях, учениях принимали участие представители Норвегии, России, Гренландии, Исландии, Дании, Финляндии, Швеции, США и Канады. На каждом мероприятии было задействовано по 60-70 человек.

Какие цели стояли перед проектами MARPART-1 и MARPART-2?

Первый проект был рассчитан на то, чтобы внести вклад в возможности правильной кооперации и координации в предотвращении чрезвычайных ситуаций между странами и организациями, представляющими как одну страну, так и разные государства. Например, в таком относительно небольшом государстве как Норвегия, полиция может испытывать сложности при совместной работе с другими службам. Это происходит, в том числе, по причине существующих в каждой организации собственных регламентов и процедур. Что уж говорить о сотрудничестве на международном уровне. В рамках проекта, мы изучали, как каждая страна работает в подобных ситуациях, какие управленческие схемы и регламенты используются для реагирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций. Проект MARPART-2 был направлен на определение того, какие компетенции и знания нужны в этой сфере. В рамках проекта, например, проводились интервью с профессионалами, проводилась оценка и анализ реальных ситуаций. Как результат второго проекта в Норд Университете запустилась программа магистратуры, направленная на повышение знаний, развитие навыков и компетенций в сфере управления, предотвращения и ликвидации ЧС.

Какие угрозы наиболее опасны для арктической зоны сегодня?

Одна из основных проблем – это отсутствие инфраструктуры вдоль Северного морского пути. Здесь, например, имеются в виду посты МЧС, точки, «хабы» для организации спасательных операций с необходимой техникой, госпитали. В Норвегии , при использовании вертолета, могут быть сложности с полетом до мест инцидента (если, место инцидента в море) так, что вертолет не может долететь до места бедствия, потому что нет точек дозаправки. В Российской Арктике все еще сложнее, так как на отдаленных территориях даже не всегда есть связь. Поэтому, и по ряду других причин, связанных с обеспечением безопасности в Арктике, сегодня, например, не приходится говорить о больших круизных лайнеров на крайний север. Да и туристы не всегда готовы к подобным круизам, они не всегда до конца понимают, куда едут.

Будут ли даваться рекомендации соответствующим структурам по результатам проекта по улучшению инфраструктуры?

Основным источником финансирования проектов МАРПАРТ, является МИД Норвегии и одним из требований к проектам является отражение результатов в практической плоскости. Другими, словами, результаты проекта должны быть полезны профессионалам, работающим с ЧС. В рамках проектов, мы не только изучали и анализировали данные, но делали выводы, кои и применяли на практике. Например, при проведении практических учений и занятий, посредством которых профессионалы отрасли и повышали свои знания, навыки и компетенции. Кроме того, у же в процессе проектов мы делились промежуточными результатами на конференциях и иных публичных мероприятиях. Мы, также, используем результаты проектов для улучшения образовательных программ для спасателей и менеджеров по предотвращению и ликвидации ЧС.

Будет ли продолжаться ваше сотрудничество с САФУ в сфере подготовки кадров и развития образовательных программ?

Да, нам очень интересно продолжать это сотрудничество с вашим университетом. Хочется реализовать академические обмены между преподавателями. Мы хотим сделать дистанционную образовательную программу, надеемся, что САФУ подключится к ней. В рамках тематической сети Университета Арктики мы также, надеюсь, будем реализовывать совместные проекты.

Что можно назвать главным результатом сотрудничества в рамках проектов MARPART?

Коллеги из разных стран, приезжавшие на наши конференции, поделились, что узнали друг о друге гораздо больше, чем за все предыдущие годы переписки с российскими партнерами. Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества в Арктике является сотрудничество в сфере ликвидации ЧС. Это важно для всех арктических стран, для всех нас, включая Норвегию и Россию. Не так давно об этом говорила премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг на нашей конференции Диалог на крайнем севере 2019 (High North Dialogue 2019).

Цитата Эрны Сульберг из конференции «Диалог на Крайнем Севере»:

«Высокоинформативные метеорологические прогнозы и осведомленность об угрозах имеют важное значение для Арктики, как в повседневной жизни, так и для готовности к аварийным ситуациям и реагированию на них. В области оказания мер срочного реагирования мы зависим от сотрудничества со стороны соседних государств. У нас сложились устойчивые традиции, глубокий опыт работы и мы наращиваем новые инициативы».

Возврат к списку