Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Татьяна Черниговская о гениальности и о том, как развивать мозг

28.11.2018 15:58:00
news
Татьяна Черниговская о гениальности и о том, как развивать мозг

Популяризатор нейронауки и психолингвистики, заслуженный деятель науки РФ прочитала две лекции в САФУ в рамках конференции «Когнитивные исследования на современном этапе — 2018» и фестиваля «Наука 0+».

— Мы еще не раскрыли все тайны нашего самого загадочного органа, но при этом создали искусственный интеллект. Как так?

— Я вас поздравляю с тем, что мы не создали искусственный интеллект. Но если говорить серьезно, произошла путаница в терминологии. Реальный искусственный интеллект отсутствует, а то, что мы так называем — это очень серьезные программы, делающие вещи, которые мы не можем. У настоящего искусственного интеллекта будет свое сознание, а значит собственные цели, задачи и планы. Это представит для нас реальную угрозу. Ученые согласны, есть опасность в том, что ситуация выйдет из-под контроля.

— А в чем загвоздка?

— Те варианты программ, которые мы сейчас создаем, имитируют только часть возможностей нашего мозга. Мы не знаем, как даже описать остальную часть мозга, особенно все, что связано с «мягкими» данными — искусство, поэзия, эстетика, тепло… На них построена наша цивилизация, но это не алгоритмы. Мы все время устраиваем фокусы, гордимся, что суперкомпьютеры считают триллионы операций в секунду. Но в симфониях Моцарта или поэзии Бродского никакого счета нет.

— Раз создание искусственного интеллекта представляет опасность, то может нам бросить эти исследования?

— На одном из собраний мы с моим другом с коллегой Константином Анохиным спорили, и я задала ему такой же вопрос: может нам прекратить исследования, пока не поздно, пока мы не доигрались? Его ответ был для меня неожиданным: не прекратить, потому что мы должны понимать, куда это все движется, чтобы не пропустить этот момент. Пока мы не потеряли контроль, мы должны следить, а значит — изучать.

— Для того, чтобы узнать интеллектуальные способности человека, проводят тесты на IQ. Интеллект и IQ — это одно и тоже?

— В учебниках написано, что это одно и тоже. Я плохо отношусь к IQ и считаю его очень слабым тестом. Как минимум, он неправильно трактуется. Если мы хотим посмотреть, насколько человек умеет считать, то этот тест подходит. Но я вас уверяю, если бы его проходили Моцарт и Бетховен или троечник и бездельник Пушкин, они получили бы низкие баллы. Одно это абсолютно однозначно говорит нам, что тест плохой.

— Но тогда как развивать мозг? И стоит ли развивать способности маленьких детей?

— Я против раннего развития детей. Это не моя специальность, я не врач и не психолог, но все, что я знаю, говорит, что не надо поперек батьки в пекло лезть. У развивающегося человека собственные темпы, а природа будет поумнее нас. Программы, по которым развивается мозг, заданы генетически. Эйнштейн в пять лет едва говорил, читать не мог, его считали умственно неполноценным.

— А когда заниматься развитием?

— Всегда, но без насилия. Это неестественно, если вы будете учить двухлетнего ребенка в компьютере играть в го. Но если вдруг окажется, что он сам хочет и у него получается, так, может, он будущий чемпион Вселенной — пускай играет. Развивать нужно, давая мозгу всевозможные виды пищи: читать сложные книги, смотреть сложные фильмы и слушать сложную музыку. Сложное — главное слово. Мозгу должно быть тяжело.

— Узнали ли ученые, какие особенности мозга позволяют человеку быть гением?

— Нет, гениальность не рассекречена. На это качество влияет не объем мозга, точно. У нас много данных, исследуются мозги гениев, ушедших в лучший мир… Если задаться целью найти корреляцию, то ее всегда найдешь, вопрос в том, будет ли это правдой. Я читала статьи, в которых говорилось, что Эйнштейн с таким мозгом не мог не стать гением. Ну разумеется, гения нельзя воспитать, им можно только родиться. И, естественно, за это качество отвечает мозг, а не пятка левой ноги. У Эйнштейна, как выяснилось, извилины не такие, как у среднего человека. Еще известно, что у него была очень крупная «перемычка» между полушариями, мозолистое тело. Я думаю, это очень важно, такая особенность давала ему возможность брать ассоциации из более широкого поля. Но все это просто разговоры, а выложить доказательства очень трудно. Особенно потому, что нет на свете одинаковых мозгов, и статистика тут не прокатит. Уверена, что за гениальность отвечают гены, соответственно, мозг, но это практически все, что можно сказать.

— Наш мозг, который отвечает вообще за все, стал таким, какой он есть, благодаря эволюции. А как он меняется сейчас в связи с цифровизацией мира?

— Есть много исследований, который говорят о том, что у «цифрового поколения» память хуже, чем у их бабушек и прабабушек. Это факт. А все потому, что им незачем помнить информацию, если есть «Окей, гугл». И этот вопрос надо решать, если мы не настолько спятили, чтобы думать о том, есть ли у нас еще место на планете. Это один из серьезных вопросов, если, конечно, мы не планируем превратиться в лишайник.

Возврат к списку