Университет примет участие в процессе оцифровки документов Соломбальской судоверфи

Университет примет участие в процессе оцифровки документов Соломбальской судоверфи
19.03.2021
Университет примет участие в процессе оцифровки документов Соломбальской судоверфи

Сегодня на верфи Товарищества поморского судостроения состоялось подписание трехстороннего Соглашения о сотрудничестве. В подписании документа, определяющего взаимоотношения между партнерами, приняли участие: ректор САФУ имени М. В. Ломоносова Елена Кудряшова, директор ГК «Гольфстрим» Сергей Николаев и директор Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба.

Знаковое как для университета, так и для верфи мероприятие прошло накануне открытия выставки-презентации «Сокровища архива Соломбальской судоверфи». «Мы договорились о том, что уникальный архив судоверфи, чудом сохраненный, будет оцифрован. Нынешний собственник готов предоставить нам эти исторические документы. Только представьте себе: архив содержит тысячи чертежей, в том числе и сборочных схем, всех тех судов, которые строили на Соломбальской верфи. В Соломбале строили традиционные поморские суда: зверобойные шхуны, рыболовные боты, ёлы, карбасы, шлюпки, катера соломбальцы, доры», — рассказала Елена Кудряшова.

Архив Соломбальской судоверфи является уникальным в современной России архивом по количеству и качеству информации о деревянном судостроении. Чертежи, техническая документация, библиотека книг начиная с середины 40-х годов прошлого века имеют историческую, судостроительную, краеведческую ценность. «Подобного архива нет даже в Санкт-Петербурге, который известен своими верфями. Когда мы обнаружили эти документы, то были удивлены: энтузиастам удалось сохранить чертежи. Как оказалось, весь архив удалось сохранить благодаря ответственному архивариусу — Тамаре Тутыгиной. Она систематизировала документы, и долгие годы тщательно следила за их сохранностью», — поделился Евгений Шкаруба.

По словам Сергея Николаева, затем Тамара Тутыгина передала личные дела сотрудников в областной архив, а этот нам на хранение. «Мы изучили документы и обнаружили уникальные артефакты: на многих документах пометки сделаны красным карандашом — как это и было принято в 30–40-е годы. Мурашки по телу. А чертежи и вовсе уникальны — по многим даже сегодня можно собирать суда. Мы решили, что их нужно передать университету для организации научной работы», — рассказал Сергей Николаев.

Университет планирует активно подключиться к процессу оцифровки чертежей и технической документации архива Соломбальской судоверфи. «Нам интересно и сохранить эти чертежи, создав электронные копии, и продолжить проект дальше — создать 3D-модели кораблей, которые строили на Соломбальской судоверфи. А дальше, думаю, речь пойдет о создании „цифровых двойников“ для изучения поведения судна в различных условиях — таких проектов в России еще никто не делал. Кроме того, уверена, что архивом заинтересуются и историки, и мы увидим в ближайшее время научные изыскания на эту тему», — рассказала Елена Кудряшова.

К проекту уже присоединились студенты нескольких Высших школ университета, а также специалисты кафедры ЮНЕСКО «Технологии сохранения историко-культурного наследия стран Арктического региона». Евгений Шкаруба добавил, что команда готова рассмотреть вопросы научного волонтерства, когда студенты, аспиранты и просто активные жители готовы помочь нам в оцифровке архива.

Товарищество поморского судостроения в сотрудничестве с Северным (Арктическим) Федеральном университетом имени Ломоносова начинает подготовку организации на верфи Цифровой лаборатории для изучения и сканирования архива и приглашает к участию жителей Архангельска, учреждения культуры, государственные и коммерческие структуры. Ориентировочно оцифровка архива займет не менее 2 лет. В течение этого времени на верфи Товарищества поморского судостроения пройдет серия выставок подлинников архива посвященных разным типам судов строившихся на Соломбальский верфи — первая стартует уже 20 марта. На ней будут выставлены документы различных периодов работы верфи: чертежи парусных ёл периода Великой Отечественной войны, мореходных лодок типа «ДОРИ», проекты яхт и парусно-моторных ботов, шлюпок и карбасов, зверобойных шхун, промысловых ботов.

Возврат к списку