Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Татьяна Булыгина: «Институт супервизии в помогающих профессиях в России находится на начальном этапе своего становления»

Татьяна Булыгина: «Институт супервизии в помогающих профессиях в России находится на начальном этапе своего становления»
09.02.2021
Татьяна Булыгина: «Институт супервизии в помогающих профессиях в России находится на начальном этапе своего становления»

В странах Западной Европы в течение последних 30-40 лет одновременно с «супервизией для психологов и психотерапевтов» в организациях образовательной и социальной сфер, в системе здравоохранения, правоохранительных органах активно развивается «супервизия для специалистов помогающих профессий». В соответствии с этим, в САФУ совместно с Университетом прикладных наук Эмден-Леер (ФРГ) с 2011 года реализуются дополнительная программа профессиональной переподготовки «Супервизия в помогающих профессиях», а с 2019 года — дополнительная программа повышения квалификации «Учебная супервизия в подготовке супервизоров в помогающих профессиях».

Слушатели этих программ проходили стажировки в университете прикладных наук Эмден-Леер и сегодня активно осуществляют трансфер полученного опыта из Германии в Россию, одним из направлений которого является трансфер института учебных супервизоров. Поэтому 5 февраля 2021 года в САФУ состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Институт учебных супервизоров в России: опыт и перспективы», который был организован кафедрой психологии Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры.

В смешанном формате с очным и онлайн-участием специалисты САФУ, Северодвинского психоневрологического диспансера, Архангельского областного института открытого образования, Психологического центра «Сознание» (г. Архангельск), Архангельской региональной общественной организации «Гильдия специалистов помогающих профессиях», Центра психосоциального консультирования «Равновесие» (г. Анапа) проанализировали содержание понятия «институт супервизоров» в современной науке и психологической практике. Также была доказана инновационность германской модели подготовки и сопровождения супервизоров для системы российского образования; обобщены основания, характеристики и условия становления института супервизии и обоснована необходимость становления института учебной супервизии.

Участники семинара в качестве «подводных камней и течений» в становлении института учебной супервизии назвали отсутствие у обеих сторон четкости в представлениях о том, что такое учебная супервизия, каковы её цели и задачи, рамки проведения, каковы роль, позиции учебного супервизора, образ «идеального» студента-супервизора.

Людмила Шахова, доцент кафедры психологии, супервизор уверена, что: «Учебный супервизор через работу со студентами приобретает опыт наставничества, сопровождения (а не лечения, исправления, коррекции), усиливая не только себя в качестве супервизора, но и профессиональное сообщество супервизоров».

Татьяна Булыгина, доцент кафедры психологии, руководитель проекта в своем заключительном выступлении отметила: «Сегодня на семинаре было доказано, что институт супервизии в помогающих профессиях в России находится на начальном этапе своего становления. Об этом свидетельствуют, в частности, появление системы статусов и ролей в профессиональном сообществе супервизоров, в частности, учебных супервизоров, участвующих в подготовке супервизоров в помогающих профессиях, а также определение норм и правил профессионального сообщества супервизоров».

По итогам работы участники семинара получили удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Учебная супервизия в подготовке супервизоров в помогающих профессиях» и приняли решение провести международную научно-практическую конференцию «Институт учебных супервизоров: трансфер опыта из Германии в Россию» в марте–апреле 2021 года.

Возврат к списку