Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

В САФУ реализуется магистерская программа «Инновационные технологии обучения немецкому языку»

В САФУ реализуется магистерская программа «Инновационные технологии обучения немецкому языку»
31.07.2020
В САФУ реализуется магистерская программа «Инновационные технологии обучения немецкому языку»

Программа, которая разработана и внедрена в Высшей школе социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета, реализуется во взаимодействии с Гёте-Институтом, Омским государственным педагогическим университетом, Новосибирским государственным университетом и Казанским федеральным университетом.

О том, как проходит обучение, о необычности программы мы поговорили с ее руководителем — доктором филологических наук, профессором кафедры немецкой и французской филологии САФУ Ларисой Юрьевной Щипициной.

— Лариса Юрьевна, в чем заключается инновационность программы?

— Прежде всего, в модуле «Учимся обучать немецкому» (DLL), который интегрирован в учебный образовательный процесс на программе. Через него магистранты знакомятся с передовыми методическими идеями всего мира на немецком языке и получают возможность апробировать новые идеи по обучению немецкому языку в собственных проектах, причем площадка для апробации может быть самой разной — от детского сада до системы профессионального образования.

Второе — это удобный формат. Наша программа реализуется в смешанном формате: мы комбинируем полностью дистанционное обучение по модулям DLL и очное обучение по другим курсам, в частности по курсу немецкого языка. Это очень подходит нашим магистрантам, которые, как правило, являются работающими людьми и им комфортно проходить курс в подходящем им ритме. Кстати, именно по этой причине мы не испытали никаких сложностей в связи с переходом всех вузов на полностью дистанционное обучение весной 2020 года.

При этом Гёте-Институт всем студентам, участвующим в программе, бесплатно предоставляет комплект учебников и дисков для обучения. А говорить о качестве материалов, подготовленных этим центром, даже не приходится — любой, кто занимается немецким языком, мечтает учиться на курсах Гёте-института! Наши студенты имеют такую уникальную возможность, которая также позволяет им получить сертификаты Гёте-Института о прохождении четырех курсов DLL.

Саму концепцию программы мы выстраивали, исходя из того, как это было сделано нашими коллегами из Гёте-Института, взяв за основу практико-исследовательский подход к организации обучения. При этом были учтены все новейшие достижения в методике. Базовым принципом нашей работы является инновационный подход к организации обучения — исследование через деятельность, а результатом деятельности является внедрение студентом изученных методик в образовательную практику, при этом он сам осуществляет отбор тех идей, которые в наибольшей степени подходят именно ему.

Отсюда вытекает и еще один важный принцип реализации данной программы — индивидуальный подход. Мы учитываем интересы каждого конкретного студента и его направленность на работу с определенной целевой группой — для кого-то это дошкольники, для кого-то — студенты.

Необходимо также отметить, что преподаватели, которые работают на магистерской программе, регулярно сами проходят повышение квалификации по методике обучения иностранным языкам, по немецкому языку и культуре, в том числе в Германии. Кроме того, каждый из преподавателей специализируется на одном из видов педагогических технологий: информационные технологии, личностно-ориентированные технологии, раннее обучение и другие. Это является еще одним огромным преимуществом программы.

— Учитывая инновационность программы и ее реализации, возникает вопрос — каким образом проходит контроль в ходе обучения?

— У нас нет традиционных экзаменов. Форма контроля — проект или участие студента в круглом столе, игре-симуляции и другие., когда каждый представляет свои наработки. Это достаточно сложная форма интеграции теории и практики, но при такой форме существует больше возможностей учиться друг у друга, обогащать друг друга. Мы — преподаватели — тоже учимся вместе со своими студентами. Результатом является создание комфортной и очень дружественной обстановки во время обучения, мы включаемся в отношения сотрудничества, когда нет диктата преподавателя, а есть стремление помочь друг другу. В данном случае, преподаватель — это наставник, человек, который владеет всей системой знаний в данной области и может помочь, но не будет навязывать свою точку зрения, поскольку методика обучения языку — это творческий процесс.

— Кто может стать обучающимся по данной программе?

— Ключевое требование к студенту — владение немецким языком на уровне не ниже В1. Конечно, у нас есть пропедевтический курс, где студенты могут оценить свой уровень знаний немецкого языка и подтянуть то, что, возможно, западает, но, учитывая, что обучение проходит преимущественно на немецком языке, это требование является вполне логичным. Для того, чтобы у студентов с разным уровнем немецкого была возможность расти и совершенствовать свое знание языка, мы реализуем обучение немецкому языку на принципах дифференцированного обучения и создаем разноуровневые группы.

Наши типичные абитуриенты — это выпускники бакалавриата или специалитета, которые хотят повысить свою квалификацию, а также работающие учителя немецкого языка. В результате в группе магистрантов возникают гармоничные условия для взаимовыгодного сотрудничества: учителя делятся практическим опытом, а вчерашние студенты — свежими теоретическими знаниями.

— И последний вопрос: если я все еще не могу принять решение — нужно ли мне поступать на эту программу, почему, как Вам кажется, это все-таки надо сделать?

— Прежде всего, потому что каждый преподаватель у нас — это энтузиаст своего дела и специалист в преподаваемой дисциплине, разработчик авторского курса, который не только познакомит вас с новыми методиками обучения немецкому языку, но и даст попробовать сделать это самим на практике. Кроме того, это прекрасный шанс усовершенствовать знания немецкого языка, сделав это в сотрудничестве с Гёте-Институтом, получив еще и сертификаты, которые признаются во всех странах мира.

У нас на программе создана хорошая атмосфера сотрудничества, которая позволяет студенту совершенствовать себя в профессиональной деятельности и в научной сфере, улучшать языковые компетенции. И последнее, но также очень важное — наши магистранты в ходе обучение обзаводятся новыми друзьями, которые также являются и заинтересованными коллегами, что позволяет им в дальнейшем поддерживать профессиональные и дружеские контакты друг с другом. Многие выпускники нашей программы с удовольствием приходят к нам после получения диплома магистра в качестве экспертов-практиков для того, чтобы быть в курсе методических новинок и продолжить профессиональный обмен знаниями с нынешними студентами.

— Спасибо большое, Лариса Юрьевна, за подробную и интересную информацию!

Узнать больше о магистерской программе «Инновационные технологии обучения немецкому языку» можно на сайте САФУ.

Возврат к списку