Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Результаты Зимней школы «Академия прав человека» — 2013

Результаты Зимней школы «Академия прав человека» — 2013
01.03.2013

Студентка 5 курса Маргарита Анащенко приняла участие в работе Зимней школы «Академия прав человека» — 2013, организованной для студентов юридических клиник России и Беларуси

Американская ассоциация юристов совместно с Санкт-Петербургским институтом права имени Принца П.Г. Ольденбургского организовали проведение очередной Зимней школы «Академия прав человека» (февраль 2013 года) для студентов — участников юридических клиник. В этот раз мероприятие проходило в г. Пушкине Санкт-Петербурга в историческом месте — в усадьбе XIX века, принадлежавшей министру внутренних дел Российской империи В.П. Кочубею, где сегодня располагаются учебный центр и бизнес-отель.

В Зимней школе приняли участие более 50 студентов и аспирантов юридических вузов России и Беларуси. Целью этой школы было обучение студентов профессиональным навыкам юриста. Своими знаниями и опытом со студентами делились тренеры: преподаватели и адвокаты. Тренерами и организаторами на этой школе были Абросимова Елена Антоновна, Байбородина Ольга Евгеньевна, Воскобитова Мария Рудольфовна, Гаврикова Ксения Васильевна, Гутников Аркадий Борисович, Краузе Сергей Владимирович, Михайлова Людмила Петровна, Осипова Екатерина Васильевна, Рубинштейн Евгений Альфредович, Хапалюк Юрий Николаевич.

Первое занятие прошло под девизом «Учись думать, как юрист!» и задало соответствующий настрой на дальнейшую работу. Тренеры пытались привить студентам юридическое мышление, для формирования которого, как выяснилось, недостаточно только академических знаний юриспруденции, имеющихся у студентов.

В течение недели студенты изучали технику интервьюирования, анализа дела с работой с доказательствами, выработкой и аргументированием позиции, консультирования. Материал выдавался не в привычной лекционной форме, а с использованием тренерами различных технологий и методов обучения, направленных на удержание внимания, работу с аудиторией и др. В результате чего студенты быстро включились в работу, с удовольствием посещали занятия. Процесс обучения поэтапно совмещался с закреплением полученных знаний на практике.

Практические занятия были организованы в малых группах, на которые организаторы предварительно разделили студентов. Всего было 6 групп по 7-8 человек, для каждой группы был назначен тренер. Студентам было предложено самостоятельно, без помощи преподавателей работать с клиентом, свидетелями в рамках одного и того же дела. Роли клиентов и свидетелей исполняли ассистенты тренеров — аспиранты. Организаторы предварительно не сообщили студентам существо дела, в рамках какого судопроизводства оно будет рассматриваться, в качестве какой стороны процесса будет выступать клиент каждой группы.

В ходе интервьюирования клиента нужно было выяснить его цель и обстоятельства, проявив при этом профессиональные качества. Важно не давать поспешную юридическую квалификацию на этой стадии, к чему бывают склонны студенты.

После выяснения цели клиента и получения от него информации студентам предстояло провести серьезную интеллектуальную работу, от которой зависел не только исход конкретного игрового дела, но и, как представляется, решение некоторых задач, поставленных организаторами Зимней школы.

Исходя из описанных клиентом обстоятельств студенты должны были выбрать подлежащие применению правовые нормы, предусмотреть наиболее вероятные варианты развития событий, для каждого из которых проанализировать и оценить имеющиеся и возможные доказательства, положение клиента, наступление неблагоприятных последствий для него, предложить на выбор варианты действий.

Организаторами было выбрано очень интересное и непростое дело о защите чести, достоинства и деловой репутации гражданина, которое имело место в действительности. Фабула дела такова. В региональной газете была опубликована статья о враче, содержащая порочащие сведения без указания на личность, но при этом из прочтения статьи для некоторых было бы очевидно, о каком именно враче идет речь. Статья была посвящена взяточничеству, некачественному оказанию медицинской помощи, злоупотреблениям со стороны врачей, несоблюдению профессиональной этики. Статья также содержала указание на то, что в отношении некоего врача, обвиняемого во взяточничестве, был вынесен оправдательный приговор.

Таким образом, основными документами, с которыми студентам пришлось работать, были статья из газеты, оправдательный приговор, экспертное заключение, проведенное по результатам лингвистической экспертизы. Документы были таким образом подготовлены организаторами, что давали равные возможности для отстаивания той или иной позиции.

Студентам были обозначены стороны, и группам стало известно, чьи интересы: истца или ответчика они будут представлять.

При подготовке к процессу каждая группа студентов прорабатывала позиции обеих сторон, причем возможность общения и обсуждения дела между противными сторонами была исключена. Организаторы попросту до последнего дня подготовки не сообщали, кто с кем встретится в судебном процессе.

В заключительный день студенты могли продемонстрировать результаты своей деятельности в течение недели на игровом судебном заседании. В одно и то же время, в разных аудиториях прошло три процесса с одинаковой фабулой дела. Несмотря на то, что студенты во всех группах были обеспечены одинаковым объемом информации, одними и теми же доказательствами, ход и результат процесса во всех группах очень различался.

Судебное заседание, прошло в строгом соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства. Судьи, в роли которых выступали тренеры, не допускали снисхождения к незнанию требований закона. Обстановка вынуждала студентов отнестись серьезно к судебному заседанию, забыв о том, что процесс все-таки инсценированный. После оглашения решения суда в ходе обсуждения была проведена работа над ошибками.

Зимняя школа проходила всего лишь в течение недели, но в этот период все участники интенсивно работали более 12 часов в сутки. По итогам работы и студенты, и аспиранты, и тренеры могли сделать выводы о том, достигнута ли цель, обозначенная организаторами. Студенты оценили свои знания, умения, в особенности отметили их недостаточность, решили, в каком направлении им стоит над собой работать.

Ценность этой школы состояла в том, что опытные юристы указали на ошибки, заблуждения, которые часто допускают студенты, показали, как нужно работать юристу, как нужно думать, как принимать решения. Информация, которую получали студенты, для кого-то была новой, для кого-то это было повторением пройденного материала. В течение недели в режиме нон-стоп студенты усваивали основные навыки и ценности профессии, этапы анализа дела и выработки позиции по делу, интервьюирование, его психологические аспекты, консультирование, юридическую технику, порядок ведения допроса, особенности выступления в прениях, порядок подготовки к ним и многое другое. Студентам предоставили немало поводов для размышлений.

Подобные школы для студентов-юристов проводятся в России уже более 10 лет при методической, финансовой, организационной поддержке общественных организаций, в том числе Американской ассоциации юристов, и юридических вузов России. Участие в них студентов и преподавателей позволяет расширить круг интересов, совершенствовать методы преподавания, обучения.

Маргарита Анащенко, 5 курс

Возврат к списку

Контакты:

г. Архангельск, пр. Ломоносова, д.58, аудитория 111.

Предварительная запись по телефону: (8182) 65-06-12.

График работы:

Вторник, пятница
с 17.00 до 19.00

В период экзаменационной сессии, студенческих каникул юридическая клиника не ведет приемы граждан. 

Дата изменения страницы 14.03.2016