Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Молодежный форум в Санкт-Петербурге

Молодежный форум в Санкт-Петербурге
05.09.2014

С 19 по 21 июня в г. Санкт-Петербург прошел V Международный молодежный юридический форум. Указанное мероприятие стало благоприятной площадкой для обмена идеями, опытом, а также хорошей возможностью для налаживания контактов и создания совместных проектов. Студентки 5 курса Диана Османова и Оксана Чернышева приняли участие в данном мероприятии.

В рамках форума было организовано несколько секций, среди которых секция «Взаимное доверие клиента и студента, оказывающего бесплатную юридическую помощь в юридической клинике». Спикером данной секции была директор юридической клиники юридического факультета Санкт-Петербургского государственного института — Е.Н. Доброхотова.

Несколько слов о юридической клинике СПбГУ. Клиника состоит из следующих групп: 

  • Административная группа 
  • Диспетчерская группа 
  • Пропаганда правовых знаний (школьники и студенты неюридических специальностей) 
  • Реклама внешних связей 
  • Систематизация и обобщение анализа (исследование прошлых семестров)

Очевидно, что такая обширная структура требует огромных ресурсов, однако, данный опыт был бы полезен и нашей клинике. Так, например, следующий опыт работы юридической клиники СПбГУ смог бы обогатить нашу практику по следующим направлениям деятельности: 

  1. В клинике СПбГУ пропаганда правовый знаний (проект «Живое право») проходит не только среди школьников, но также среди студентов неюридических специальностей; 
  2. достаточно необходимым направлением деятельности является реклама клиники; 
  3. у клиники СПбГУ есть свой фильм о том, как социально ориентированному студенту, оказывающему бесплатную юр помощь, необходимо себя вести. Можно было бы разработать Кодекс профессиональной этики клинициста (по аналогии с кодексом профессиональной этики адвокатов), что могло бы побудить новых клиницистов относиться к своей работе более ответственно и уважительно; 
  4. необходимо также ввести наше собственное оформление (вспоминая опыт Норвегии) для подготовки презентаций и иных выступлений с использованием информационной техники, чтобы все слайды были оформлены в едином стиле;  
  5. также стоит отметить о необходимости введения консультирования в режиме on-line.

Однако имеется и обратная сторона медали. Юридическая клиника СПбГУ, равно как и многие другие клиники, вводит понятие «черных списков клиентов»:

«Список стоп» — люди, попадающие в такой список, при повторном их обращении не консультируются, а направляются в другие учреждения.

«Список внимание!» — люди, попадающие в такой список, консультируются, но к ним повышенное внимание, ввиду того, что они могут повести себя неадекватно.

Мало того, что клиницисты СПбГУ отстаивали необходимость действия «черных списков», они также ввели различные категории людей, которые могут попасть в такой список: «persona non grata», «стяжатели» и т.п. Такие лица квалифицируются в зависимости от того, что они делают: кто-то просто агрессивен, кто-то любит судиться, кто-то постоянно приходит в клинику, путая ее с кабинетом психиатра и т.д.

Разумеется, не все клиники были за введение таких клиник, одним из придерживающихся позиции «против» были мы, мотивируя это, в первую очередь, неэтичностью. Абсолютно странная позиция у таких клиницистов: с одной стороны все говорят об этике студента, а с другой стороны вдруг появляется совершенно неэтичный вопрос наличия «черных списков». Представляется, что такое положение дел является явным противоречием одного другому. Методы борьбы с такими клиентами заключаются в принципе: «Возлюби ближнего своего!».

Кроме того, дискутировался еще один вопрос — проблема доверия клиента и консультанта:

  1. «Бесплатно — не значит хорошо». Проблема заключается в том, что когда люди обращаются за бесплатной помощью, то стереотипно предполагают, что такая помощь будет оказана им некачественно. Это убеждение подкрепляется тем, что консультанты слишком молоды.
  2.  Общее недоверие к закону («закон для богатых», «закон для тех, кто его пишет» и т.п.). Люди, хлебнувшие из этой чаши сполна, опускают руки и не верят в то, что нормы права могут им каким-либо образом помочь; здесь проблема не в консультанте, а в самом клиенте. Как бороться? — Повышение качества юридической помощи и качество юридического образования. И то и другое неосуществимо без этики и желания самого студента.

Османова Диана, 5 курс

Возврат к списку

Контакты:

г. Архангельск, пр. Ломоносова, д.58, аудитория 111.

Предварительная запись по телефону: (8182) 65-06-12.

График работы:

Вторник, пятница
с 17.00 до 19.00

В период экзаменационной сессии, студенческих каникул юридическая клиника не ведет приемы граждан. 

Дата изменения страницы 14.03.2016